Последнее обновление статьи: 28.02.2019
Содержание
Ценность человеческой жизни: главный смысл человека и человечества
Человеческая жизнь — ценность, сама по себе, – это верно, но…
Ценность человеческой жизни, многим людям, представляется, как высшая и главная ценность самой человеческой жизни, как таковой.
Более того, если искать смысл жизни человека, то единственно, к чему можно прийти однозначно, в своих размышлениях и опыте: смысл жизни в том, — чтобы жить.
Всё это, конечно: хорошо и очень правильно, с точки зрения не только человечной морали, но и с точки зрения разумности.
Ибо, что есть жизнь человека, без самой этой жизни?
Но, это было бы так красиво и хорошо, если бы все люди были, хоть приблизительно, одинаковы – одинаково ценны, как куклы, выпускаемые с одного конвейера.
Но, люди — все разные, — это уже, и звучит тривиально, и не обсуждается, как аксиома.
А значит, это, положение о разности людей, само по себе, логически наводит на мысль, что, ценность человеческой жизни не может быть одинакова – безотносительна и безусловна.
А если добавить к этому, что все люди имеют СВОЁ положение не только в социуме, но и в жизни, как таковой.
То мы и получим то, что имеем в реалиях: ценность человеческой жизни, как минимум, — разная.
Ценность человеческой жизни в субъективной оценке
Проблема здесь возникает, когда мы спускаемся от рассуждений о «высоких материях» жизни человека к её практическим воплощениям — к конкретным жизням, тех или иных людей.
Ибо мы тут же видим, что ценность человеческой жизни весьма относительна и не безусловна.
И это не только в глазах отдельного человека или группы людей. Которые, исходя из своих представлений и интересов, решают:
— Вот этот человек, или вот эти люди – ценны, эти – менее ценны, а эти, вообще, — нет.
Такую ценностную градацию делают все люди, и на всех уровнях своей личной, общественной и государственной жизни.
Типа, вот этот: умнейший, достойный человек – приносит пользу всем.
Или, просто, он – государственный деятель – важная личность, значит: ценность его жизни высокая. Почёт ему, уважение, и охрана его жизни и здоровья.
А вот этот: таких много – «работяга», обыватель, «всё, как у всех» — ценность его человеческой жизни на порядки ниже.
Типа: ну, был, и в расход пошёл, — «бабы ещё нарожают».
А этот человек: ну, вообще никакой ценности не представляет — бездельник, нарушитель порядка и социально опасен, к тому же.
Ценность человеческой жизни в глазах других людей
Ценность человеческой жизни подвергается ещё большей градации, с точки зрения личных и личностных отношений отдельного человека.
Здесь уже играют роль не только доводы разума, но и чувства и даже эмоции, в виде личных пристрастий.
Типа: вот этот человек мне нравится, поэтому ценность его жизни высока. А этот: вообще, — мой родственник!
Ну, а вот этот, сосед, он «достал уже» — ценность его жизни для меня равна нулю и ниже. И так далее, и тому подобное.
Ещё большую субъективность, ценность человеческой жизни, приобретает в самооценке человека.
Притом, человек оценивает свою жизнь и как биологического существа, где работает инстинкт самосохранения. И как существо, наделённое духом сознания и самосознания.
И не обязательно духовная оценка своей человеческой жизни будет высшей ценностью, — когда человек воображает, что его жизнь бесценна.
Есть немало людей, которые вполне критически оценивают значимость своей жизни. В диапазоне: от – «да кто я, в общем-то, такой?». До – «да я, вообще, ничто и никто».
Ценность человеческой жизни в объективной оценке
А если мы откинем субъективность в оценке ценности человеческой жизни?
И возможно ли это вообще сделать, если, по сути, любое человеческое сознание априори субъективно, носит ли его отдельный человек или какая-либо социальная группа?
«Не мудрствуя лукаво», просто, мы должны признать, что, как везде и во всём, объективность человека и людей, возможна.
Если их воззрения и размышления будут стремиться к максимальному соответствию, представляемого ими, с действительным положением вещей и их явлений.
То есть, тогда, оценка ценности человеческой жизни будет более-менее объективна.
Если она будет соответствовать не пристрастиям, интересам и представлениям какого-то человека или группы людей. А будет соответствовать тому, «как оно есть на самом деле» — объективно, — фактически.
А что может быть объективным критерием или критериями ценности человеческой жизни, в таком случае?
Это, уже, философский вопрос, ибо требует некой философской методики осмысления, коих мы, вообще-то, знаем, по сути, всего две: метафизику и диалектику.
Об этом читать: Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни
Ценность человеческой жизни с философских позиций
1. Стоя на позициях метафизики, грубо говоря, можно много что навоображать и напридумывать, рассматривая ценность человеческой жизни.
От: человек бесценен, потому что это единственное разумное существо или порождение высших сил, по своему подобию, как в религии.
До: человек – это букашка, бессмысленно ползающая по одной из планет космоса.
А в промежутке, типа таких представлений, что: есть сверхлюди, ценность которых неоспорима. И есть «недочеловеки» — жизнь которых не стоит ничего.
2. Стоя на диалектических философских позициях, нужно смотреть на СУЩНОСТЬ человека, чтобы оценить его ценность человеческой жизни.
Ибо, только познав и поняв сущность человека, притом вкупе с пониманием сущности мира, который его окружает и элементом которого он является, можно дать объективную оценку, что такое ценность человеческой жизни.
А в чём сущность человека, как и любого другого элемента мира?
Сущность человека в его СООТВЕТСТВИИ своему предназначению в системе мира: быть, именно ЧЕЛОВЕКОМ, а не чем-либо другим.
То есть, если букашке предназначено, в системе мира, быть букашкой, камню – камнем, то человеку – человеком.
И у каждого объекта, есть, объективно, свои параметры – свойства и качества.
Которые присущи только им, и которые и есть их показатели, раскрывают их сущность – делают их именно такими, а никакими другими.
Иначе говоря, человек, ценен лишь только тогда, когда он ЧЕЛОВЕК – обладает человеческими свойствами, проявляемыми в его качествах.
А не чем-то иным, даже будучи в форме – в образе человека.
В частности, человек не может быть человеком, если он не наделён человеческой психикой, сознанием, самосознанием. И, главное, духовностью – человечностью – моралью, нравственностью.
Иначе говоря, если психика человека не адаптирована к жизни среди людей, а, например, больна или неразвита, — как у животного.
И если его духовность – сознание, не содержит общечеловеческих принципов морали, то ценность человеческой жизни стремится к нулю.
Ибо, это, по сути, не есть человеческая жизнь. А её, жизни, носитель — не есть человек, нечто другое. Типа зверя, животного, в облике человека.
Ценность человеческой жизни, в свете человечности — морали и нравственности
Хочу напомнить ценности общечеловеческой морали, — собственно, того, что делает человека человеком:
1. Не убивай и не калечь человека, если он не покушается на твою жизнь и жизнь близких и окружающих тебя людей.
2. Не кради – не присваивай то, что не принадлежит тебе, не заработано твоим трудом и «кровью и потом».
В том числе: не заставляй, тем или иным образом, работать на себя людей, присваивая результаты и плоды их труда. Эксплуатация человека — это тоже кража.
3. Если человек осознаёт ценность человеческой жизни, в частности, своей, то он никогда не завидует другим людям.
Ибо зависть порождает порочный круг ощущения своей неполноценности, ущербности и вновь зависти и злобы: У них есть, а у меня нет!
Это, само по себе, противоречит осознанию и признанию своей личной ценности, как человека, и формирует комплекс неполноценности, со всеми последствиями.
4. Если человек признаёт ценность человеческой жизни, он старается не поддаваться своим животным инстинктам: похоти, жадности, врождённому эгоизму.
Ибо он ценит свою человечность и свою человеческую сущность, и не разменивает её на свои биологические потребности.
5. Главнейший регулятор человеческого поведения – правило: Относись к другому человеку так, как хотел бы, чтобы он отнёсся к тебе.
Это, даже, зафиксировано в постулатах всех мировых религий, ибо, без этого, человек, как таковой, несостоятелен.
6. Ценность человеческой жизни в том, что: он стремится жить ЧЕЛОВЕКОМ и как ЧЕЛОВЕК – духовное – человеческое, для него, превыше всего.
А не: самый распространённый заменитель человеческого – жить по животным, скотским понятиям, правилам и принципам.
Все эти правила человеческого жития давным-давно выработаны людьми и им известны. В частности, они записаны в постулатах, как заповеди, всех мировых религий.
В частности, они зафиксированы в заповедях Иисуса Христа. Смотрите: Общечеловеческие ценности и нравственность
Проблемы в оценке ценности человеческой жизни
Но, проблема ведь в том, как всегда, в трактовках:
Государственная власть и слившаяся с ней церковная власть, взяв в качестве идеологии религию, полностью её извратили.
Или, как бы, оставили за скобками, её содержание и смысл – истинное значение её постулатов, данное основоположниками.
Например, постулат человечности «не укради», превратился в правило: не смей покушаться на имущество хозяина, собственника.
И не думай о том, что это имущество и состояние, он создал благодаря твоему труду, крови и поту – обворовав тебя.
Или, например, что ценность человеческой жизни, не измеряется статусом, присвоенным человеку государством и обществом.
Ибо каждый человек равен другому человеку с рождения.
А не является изгоем или неполноценным, или избранным и элитой, по праву рождения, от кого-либо.
И по праву наследования привилегий, в социуме и в государстве, или по праву неполноценности в них.
Или, например, ценность человеческой жизни, никак не может быть измерима его, человека, государственным, материальным, финансовым, и даже социальным состоянием.
Ибо, человек с помойки – бомж, может быть неизмеримо богаче духовно – быть человеком, чем мажор, заполняющий эту помойку недоеденной икрой.
Ценность человеческой жизни, что делать, – как жить
Дамы и господа, «все мы живём одну жизнь», и, собственно, как ни крути, от нас зависит, прожить её по-людски или ещё как-нибудь.
То есть, по сути, вопрос в том, как осознать, понять ценность человеческой жизни, вообще, и своей, в частности.
На мой взгляд, кто-то живёт свою жизнь, в погоне за ложными идеалами жизни.
И, ещё при жизни, им, этим людям, воздастся бедами и несчастьями, самой их неправильной жизнью.
И это не мечты и утешения ими обиженных людей – обворованных и оскорблённых ими, — это закон человеческой жизни.
Ибо ценность человеческой жизни объективно существует.
И кто не понял и нарушил эту ценность, – тот выпал из системы человеческого жития, объективно. А значит: неизбежно наказание за это выпадение.
Ну, а проблемы каждого человека понять это или нет – прожить ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь или нет.
Итоги жизни, как правило, не на небесах, а ещё на «грешной земле» подводятся.
А как вы считаете, ценность человеческой жизни, в чём она?
Ещё статьи по этой тематике
Жизнь человека, как частный случай и элемент мира
Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее
Мировоззрение – иллюзии, практика, идеи и знания
Унисекс – социальный гермафродитизм сознания человека
Качества человека и его состояния. Как их понять?
Проблема жизни человека – удовлетворение потребностей
Есть ли судьба? Фатальность человека и его жизни
Плохой и хороший человек, их свойства и признаки
Эгоизм человека – происхождение, сущность, проявления
Правда жизни и иллюзии, в чем она, и дана ли человеку
Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба
Спасибо, Владимир! Замечательная, интересная, познавательная и простая для понимания статья! Вы, как всегда, умница и молодец!
Ну, не всегда, конечно, а, в общем, стараюсь.
Владимир Спасибо за статью. Теперь есть над чем поразмыслить.
Владимир, спасибо вам за интересную статью. Даже не знаю, что добавить. Я думаю, что каждый человек имеет ценность, каждый человек родился для чего- то. Но я думаю, что основная ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы каждый человек обзавелся потомством, чтобы продолжить человеческий род. Но это моё мнение.
Сергей, спасибо за внимание!
В статье я немного не развил такую мысль: Осознание и понимание ценности человеческой жизни, само по себе, делает или не делает его тем или иным человеком в отношениях с людьми. Тут конкретики просто-таки «валом».
Например, мать может не ценить жизнь своего ребёнка, и именно поэтому она будет плохой матерью. Человек может ценить только свою жизнь, и именно поэтому он будет плохим товарищем, мужем, женой, другом, и прочее.
Или, например, государство и общество может лицемерно объявлять, что человек, его жизнь — высшая ценность. И, одновременно, показывая своё истинное отношение к людям, убивать людей, без разбору, как это делается, например, сейчас в Украине.
Или, например, так называемый «человек труда», который реально и постоянно создаёт социальное благополучие — производит продукты, учит, воспитывает, лечит людей, на практике, а не на словах, оказывается человеком второго сорта. Тогда как вор и преступник — владелец сворованных «фабрик заводов и пароходов», банков — считается элитой государства и общества — его жизнь считается неизмеримо ценнее.
Вот и получается, что, такой критерий, как ценность человеческой жизни, есть ничто иное, как смысл того или иного человека, и смысл, сущность, того или иного государства и общества.
И просматривается прямая закономерность: чем выше, справедливее, человечнее оценка человеческой жизни, тем и человек, буквально, человечнее, и общество и государство гуманнее и менее проблемное.
Юля, конечно, каждый человек родился для чего-то: от, извините, — землю удобрить, до — создать «доброе, вечное». И, как я пишу в статье, есть объективный критерий ценности человека, — в зависимости от его соответствия человеческой сущности. То есть, ценность РАЗНЫХ людей разная.
Что касается деторождения, то рожать и воспитывать детей — это одна из сущностей человека. Поэтому, естественно, это тоже критерий ценности человека.
Здравствуйте, Володя. После прочтения Вашей статьи, я вот о чем подумала: Растет второе поколение, сознание которого формируется интернетом, в частности, играми-«стрелялками». Катастрофа такого влияния состоит в том, что, в неокрепшем «мозгу»ребенка, подростка фиксируется постулат, что нажав кнопку и легко таким образом лишив жизни компьютерное существо, так же легко можно переступить черту и в реальной жизни. Т.е. человеческая жизнь обесценивается напрочь. В глазах поднаторевшего «стреляльщика» человек-просто биологический объект, лишенный индивидуальности, у которого можно отобрать жизнь без последствий, как морального, так и правового характера.
Стрелялки, — это, всего лишь, одна деталь обработки нашего населения, по пути превращения его в безропотное, малотребовательное, примитивное духовно, стадо. Дети, в большинстве своём, книг не читают, кроме эрзац культуры ничем не интересуются, живут, буквально, одним днём. Это, как раз, выращивание того «пипла», который «всё схавает».
Ценность человеческой жизни, наряду с открытой и откровенной религиозной пропагандой и насаждением религиозности, опущена до уровня состояния войны, когда жизнь обесценивается до максимума. Всё больше становится людей, которые не только могут убить «запросто так», а и, которые получают от этого удовольствие.
Экстремизм, это одно, а кто скажет, куда денутся люди, которые убивают сейчас в Украине, например? А это сотни тысяч людей с покалеченной психикой, которые в реальности увидели, как мала ценность человеческой жизни.
И как можно, вообще, доверять оружие человеку, призывая его в органы безопасности, в армию, который, ценность человеческой жизни, меряет картинками из интернета и «стрелялками»?
Столкнулся, недавно, с одним полицейским. Без сомнения, он меня бы пристрелил, не моргнув глазом, если бы никто не видел и не было бы ответственности. Ибо всё его поведение говорит: Ты — НИКТО и, даже, ничто!
Ценность человеческой жизни ??? Довольно размытое понятие… Разве тебе не все равно живу ли я , или мне есть разница жив ли ты, или кто вместо тебя….. Добро , любовь… разные чувства, разные понятия которыми мы себя греем изнутри ….. Останься на земле несколько здоровых мужчин и пара женщин как земля заселиться вновь ….. Что полезного сделал человек ??? Чистую красивую планету превратил в свалку , и конкретно я принимал в этом участие …
Юрий, понятия ценности человеческой жизни, её смыслов, и прочие понятия и определения, связанные с человеком, с людьми и их жизнью, не во всех головах — размытые понятия и знания.
На мой взгляд, это ваши личные, субъективные знания и понимания, расплывчаты и не определены.
Мне, как автору статьи, жаль, что она не внесла некую ясность в эту вашу расплывчатость.
И, да: мне не безразлично и есть разница, отвечая на вопросы в вашем комментарии.
О ценности жизни задумываешься тогда, когда касается лично тебя. Понимаешь, что нельзя бездарно ее тратить. Надо творить добро вокруг себя.
На мой взгляд: конечно, можно поставить знак равенства между «смысл, ценность человеческой жизни» и «творить добро».
НО, всё дело в том, что, здесь разная степень относительности: благими намерениями, часто, «выстлана дорога» известно куда (в ад).
Точно так, и моё утверждение в статье, что: смысл и ценность человеческой жизни — быть и оставаться Человеком.
Притом, эта относительность не только в субъективности понятий и оценок (каждый судит в меру своей испорченности). Но и: эта относительность объективна. Ибо всё в этом мире имеет свою противоположность, в частности: Добро-Зло, Человечность-Нечеловечность, и так далее.
Например, кто-то считает себя человеком, хотя, в своей морали и нравственности, более похож на животное, с его повадками и инстинктами.
НО и, объективно: даже самый человечный человек, в своём стремлении им быть, отталкивается от противоположного — от нечеловеческого в своём сознании и поведении.
Вероятно, более правильно сформулировать так:
— Смысл человеческой жизни СТРЕМИТЬСЯ, стараться, всегда и везде быть Человеком. И в этом, тогда, просматривается ценность человеческой жизни: именно, в стремлении быть человеком, а не скотиной, в прямом и переносном смысле.
Именно стремление быть Человеком, перекрывает относительность в этих проявлениях человека: Он, если он стремится быть Человеком, всегда и во всём, — он ценен, ибо это проявление того, что из животного претворяет его в духовное существо — отличает от животного, биологического. А духовность — моральность, нравственность, культурность, в самом широком смысле, — это сущностное свойство человека — то, по сути, что его делает им.
НО, здесь, тогда, видна и относительность и противоречивость этих явлений. Ибо в стремлении быть человеком, всегда есть место и ошибкам и откатам в обратное положение и в ситуации, когда человек, буквально, не совсем человек — поступает безнравственно и не окультурено.
Человечность… высшее гуманное чувство, встречается у собак , дельфинов иногда у людей…
Юрий, извините, но вы, мягко говоря, «не в теме». Дискутировать с вами — это «разговор глухого с немым» — вы не владеете элементарными понятиями-знаниями, ни жизненными, ни теоретическими, а городите, извините, всякую чушь.
А главное: вовсе не сомневаетесь в своей правоте и «умности», и не желаете знать, что думают другие люди.
Даже статью и комментарии не удосужился прочитать, но поспешил «вставить свои пять копеек».
Тот кто тебя злит , тот тобой управляет ……..так кажется сказал китайский философ.
Юрий, вам, ВСЁ, именно, КАЖЕТСЯ, вслед за вашими кумирами, авторитетами и учителями. Кажется, например, что вы меня злите, кажется, что ваши представления верны, а ваши знания не подлежат сомнению. У вас, на Украине, к сожалению, развелось слишком много людей, таких как вы, — которым всё кажется.
Как у нас говорят даже дети: Если кажется, то нужно перекреститься, и открыть глаза, почистить уши и включить мозги, чтобы не казалось, а виделось, слышалось и соображалось, КАК ОНО ЕСТЬ на самом деле, — без зависимости от того, что вам там кажется и воображается, в ваших головах.