09.11.2024

Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни

Последнее обновление статьи: 28.02.2019

Метафизика и диалектика

Метафизика и диалектика – метафизическое и диалектическое в сознании человека

Метафизика, как свойство бытия человека и его сознания

Метафизика – это не только философское понятие способа осмысления действительности – способ познания и отношения человека, к реалиям мира вокруг себя и к самому себе.

Метафизика – это свойство человека, заложенное в его биологической и духовной сущности. Ибо именно метафизическое отношение к миру, и существование в ЯКОБЫ метафизичном мире – в мире метафизических кажимостей, для человека, — природно-естественно.

То есть, буквально, метафизика позволяет человеку быть-жить человеком и осмысливать себя и мир вокруг, как человек – очеловечивать мир, исходя из своих метафизических представлений и идей о нём.

Иначе говоря, человек, как таковой, и, в частности, ЛЮБОЙ реальный человек, с рождения и, чаще всего, до самой смерти, живёт как метафизик. Ибо живёт, согласно, в соответствии со своим метафизическим сознанием.

Что есть это сознание, что есть метафизика, как свойство сознания человека, продуцированное его бытием, и управляющее его бытием?

Метафизика – это восприятие человеком мира в его ЯВЛЕНИЯХ перед человеком, и как для человека, а не восприятие мира и себя в нём, как СУЩНОСТЕЙ – мира и себя в нём, как таковых, — вне зависимости своего осознания-знания их и себя.

То есть, человек, в силу своей человеческой сущности, видит лишь проявления мира, но никак не может ни увидеть, ни понять мир, как таковой, – таким, какой он есть на самом деле.

И эти метафизические представления человека о мире очень устойчивы.

Ибо зависимость человека от своего бытия в мире, не только «накрывает» его необходимостями и зависимостями быть-жить ТАК, а не иначе.

Но и сознание человека, в генезисе — истории своего появления и развития, сформировалось и осуществляется, как метафизическое восприятие мира.

В частности, метафизика сознания человека проявляется в трёх его основных представлениях о мире и о себе в нём. И эти метафизические представления, служат базой, фундаментом для построения самого метафизического сознания человека.

Вот они, эти базовые представления метафизики:

Представления метафизика о мире и о себе в нём – метафизические представления о пространстве и времени, и их изменениях

Метафизик, то есть, каждый и любой из нас, людей, включая и тех, кто, посредством диалектического мышления, пытается оторваться от метафизики, но чувствует мир метафизически, представляет себе мир таковым:

Представление метафизика: Мир имеет пространство.

Метафизическое сознание, представляет пространство, как некий объём, заполненный различными сущностями – это в научных понятиях, и некими вещами и образованиями – в бытийных понятиях.

Иначе говоря, метафизик представляет себе мир, как некое конечное или бесконечное пространство, в котором находится макромир: вселенная, космос, космические образования, и различные процессы, которые происходят в этом пространстве в виде полей, вакуума или некоего эфира, и прочее, ведомое или неведомое человеку.

Несколько сложнее и труднее, для метафизика, понять и представить микромир. Но, обратите внимание, что, что для «учёного мужа», что для мало-мальски грамотного обывателя, микромир вполне укладывается в такую картинку: Что-то там, ОЧЕНЬ маленькое, даже не видимое из-за этого, существует в пространстве и во времени – крутится, вертится, притягивается-отталкивается и создаёт поля и массы.

Ещё раз обратите внимание, что человеку ОЧЕНЬ удобно и относительно спокойно и комфортно представлять мир именно таким, — представлять его, как метафизику, своим метафизичным сознанием.

Ибо этот мир становится более понятным и человечным – не таким страшным и загадочным в своей неизвестности.

Ведь, например, мы, люди, осознавая мир, как метафизики, можем его не только потрогать и увидеть в его пространстве, но и посчитать и описать, с некой самоуверенностью и доказательностью: Вот он мир, в котором мы живём! Он имеет трёхмерное измерение, состоит из того-то и вот этого, меняется вот так-то и так-то.

Резюме метафизика: Мир и мы в нём, не такие уж непонятные и страшные, и мы, люди, много знаем о них и ещё больше можем узнать, — для этого у нас есть наше сознание и люди, которые «двигают» науку, и философы, которые строят некие концепции существования мира и человека.

И в этой уверенности, построенной на принятии метафизических представлений за «чистую монету», люди живут и поживают всю, во всяком случае, нам известную, историю.

Разница лишь форме и в содержании метафизических сознаний обывателей и учёных в их истории развития, а суть остаётся прежняя:

1. Люди представляют себе мир, как нечто материальное, правильнее даже сказать, вещественное.

Пусть это, даже, будет религиозное сознание – бог представляется, если не в форме плоти, то, всё равно, некой пространственно-временной субстанцией. Ибо, в религиозном мировоззрении, бог создал мир и людей «по своему образцу и подобию».

Иначе говоря, свои метафизические представления, люди перенесли и в своё религиозное сознание. А как иначе?

А иначе, бог и вся концепция любой религии, будет человеку непонятна и чужеродна для восприятия: люди будут бояться бога и божественного, а не поклоняться ему, как началу всего и высшей силе.

Религия – это и есть классический вариант метафизики и метафизического сознания. Притом и у верующих и у служителей церкви.

Хотя, значительное число церковнослужителей, обладают диалектическим мышлением и сознанием. Но это, так сказать, для внутреннего потребления и для творчества в создании для паствы метафизических представлений, и для умелого насаждения метафизики, в их головы.

2. И это материальное состояние мира, в представлениях метафизика, существует в виде пространственных образований, которые сами, в свою очередь, расположены в ещё больших пространствах-объёмах.

Тут тебе и простой принцип «матрёшки» и, ВРОДЕ, всё взаимосвязано и объяснимо, вплоть до выведения научных законов существования мира. Которые изучают и узнают, люди, ещё, сидя на «школьной скамье». Узнают, и верят, и считают, что «так оно и есть», ибо доказано и подтверждено практикой.

А вот такой вопрос, против такого понимания пространства, даже, если и будет задан, то найдёт кучу опровержений в виде доказательств и подтверждений метафизических представлений о пространстве:

— Если мир трёхмерный – имеет ширину, высоту и протяжённость-длину, то, как измерить пространство, например, занимаемое человеком или атомом, который мы себе представляем, как микрочастицу пространства?

Взять и разбить человека на пространственные кусочки и, обмерев их в трёх измерениях, считать, что: человек занимает пространство в виде суммы пространств его частей? Или за пространство считать объём воды, вытолкнутой человеком из «ванны Архимеда»?

Конечно, вместо того, чтобы «крепко» и усиленно подумать: А, что же, на самом деле, есть пространство? Человек, своим метафизическим сознанием, придумает простые формулы-правила, как измерить правильные и неправильные геометрические фигуры пространства, исходя из таких своих представлений:

— пространство бывает плоским, тогда, его измеряем произведением длины и ширины;

— пространство бывает объёмным, тогда, нужно перемножить три его измерения, используя формулы, которые учитывают их геометрическую правильность или кривизну.

Ну, конечно, это куда как проще и понятнее, чем вообразить себе, что пространство многовекторно и многомерно. А, уж, тем более, что, пространство, такое, как себе представляет его человек, в лице обывателя или многоумного учёного, вообще в реалиях не существует.

А если и существует, то имеет вовсе другие параметры и другую сущность, чем себе представляет метафизический ум человека.

Метафизика и диалектика

Метафизик представляет, что мир имеет время

Что такое время, в понятиях метафизика: от метафизика-обывателя, до метафизика-учёного или метафизика-философа?

Они себе представляют, что время – это некая переменная или (такое представление в большинстве метафизичных голов) постоянная величина — константа, со скоростью которой, всё протекает-происходит в пространстве и в его образованиях.

То есть, пространство, в понятиях метафизика, не может существовать вне времени, представляемого им, как постоянная величина скорости, с которой и в которой всё происходит в мире.

Наиболее «тёмные» обыватели, считают, что, время – это «то, что часы показывают» и «от восхода до заката». А наиболее продвинутые учёные, полагают, что, возможно, время имеет дискретное – прерывистое, а не постоянное, течение.

Но, если и находятся умы, которые считают, что времени, каким его представляют метафизики, вообще не существует, то они помалкивают.

Ибо, тогда, если это огласить для широкой публики, то нужно найти силы и деньги, чтобы перевернуть все научные или обывательские представления о мире.

Или, что быстрее всего, выступить в печальной роли Д. Бруно: сжечь не сожгут, но «замолчат», а при особой активности новатора, в психушку увлекут, — это точно.

Хотя, как укладываются, в метафизическом уме, такие простые факты, например, что, время, в их же представлениях, имеет три формы – прошлое, настоящее и будущее?

Ведь, при простом здравом рассуждении, время никак не может быть ни в прошлом, ни в будущем, — оно есть только здесь и сейчас. А в прошлом и в будущем есть только наша память о прошедших событиях и воображение грядущих событий.

Конечно, недавно озвученное, некоторыми учёными, представление о том, что время имеет дискретный характер, что было предположено на основе неких экспериментов, – это прорыв в понимании времени.

Но, казалось бы, что, ещё проще понять, что время, как такового, вообще не существует, а есть лишь различные длительности тех или иных процессов, происходящих с теми или иными объектами мира?

Но представления метафизика и, в целом, его сознание, никак не могут этого допустить. Ибо, тогда разрушится и его представления о мире и его метафизическое сознание.

А что он может иметь взамен? Вселенский страх своего существования, в этом неведомом, оказывается, мире, и сумасшествие в голове, в которой всё перевернётся?!

Как метафизика представляет развитие мира

Конечно, человек, даже имея метафизическое сознание, не может не видеть и не понимать, что «всё в этом мире течёт и меняется».

Не будем брать в расчёт философов идеалистов-метафизиков и обывателей, у которых в голове «перемкнуло» на какой-то неизменной картинке мира, в их голове.

Ибо очевидно, что это люди с больным и неадекватным сознанием – не способные вообще ориентироваться в окружающем, или ушедшие от реалий жизни, в мир своего воображения.

Более того, люди, в обыденной жизни, наблюдают, что в мире и в них самих (с ними), не только происходят изменения и процессы развития – качественного и количественного изменения объектов реальности.

Но, некоторая часть из них, людей, и часть из тех, кто занимается философией, вывела законы развития мира.

Это всем известные законы диалектики и категории диалектики, — которые описывают действия этих законов и, являясь наиболее общими понятиями, как-то их трактуют.

Вот в этом «как-то», по большому счёту, и заложена и проблема познания мира, и проблема формирования и функционирования человеческого сознания.

Ибо, одни люди, а их — подавляющее большинство, так и не могут вырваться из пут бытийной или научной метафизики, даже зная и понимая законы и категории диалектики.

А другие люди, глубоко проникнувшись знанием и пониманием того, что известные законы диалектики, в действительности есть ВСЕОБЩИЕ законы мира, пытаются, при помощи их, приблизиться к истинам происхождения и существования мира, и как такового, и как реалий, в которых живёт человек.

Почему так? А потому что всеобщие законы диалектики – законы, по которым живёт весь мир и всё в этом мире, проявляются и действуют везде, в том числе и в бытийной и даже бытовой сфере человеческой жизни.

Поэтому, даже древнейшие философы, обладая лишь бытийным и зачаточным научно-доказательным знанием о мире и о себе в нём, могли вывести и понять три основных закона диалектики, как альтернативного метафизике способа знания и осознания-осмысления мира и себя, своей жизни.

Они поняли, что, ИМ ИЗВЕСТНЫЙ мир, подчиняется трём законам, которые, значительно позднее, были названы законами диалектики, как противопоставлению метафизике.

Метафизика и диалектика

Законы диалектики у метафизика: знать, и даже понимать, не значит применять

Законы диалектики изучаются в программе любой средней школы и в любом уважающем себя высшем заведении, где есть, как общеобразовательная дисциплина, курс «Основы философских знаний».

Кои, автор, в своё время, преподавал, наряду и с другими философскими дисциплинами, при более углублённом изучении философских знаний в учебном заведении.

1. Закон единства и борьбы противоположностей был выведен из наблюдений за естественными бытийными событиями жизни.

Ибо сложно не обратить внимание: что день сменяется ночью, засуха дождями, хорошее в жизни чередуется с плохим, и так далее, и тому подобное.

Очевидно, что, в одной и той же вещи или в одном процессе, одно какое-то качество чередуется с совершенно ему противоположным качеством.

А ещё немного напрягшись, можно было понять, что эти противоположности, присущи, как свойства, самой этой вещи или процессу.

Например, наблюдая за обычным камнем, можно было понять, что он и твёрдый и мягкий одновременно. И борьба-противоречие-противостояние этих свойств, приводит к тому, что камень превращается в мягкую пыль и песок, или песок и пыль могут превратиться в твёрдую окаменелость.

А из этих наблюдений, легко можно понять, что вещи и процессы в мире, только и могут существовать в единстве и в борьбе своих противоположных свойств, видимых, как их качества.

То есть, если вещь есть или наблюдается какой-то процесс, то в них обязательно есть противоположности, которые существуют только в противоречии между собой.

Но, это уже было продвижение человеческой мысли по пути диалектики, а для метафизического сознания, даже современного человека, сие есть неведомо: он или не может до конца понять этого закона сущего в мире, или трактует его примитивно и метафизически.

Типа, как: сутки состоят из дня и ночи, как противоположностей, которые сменяют друг друга. Или, например: жизнь человека «в полосочку», и чёрная полоса сменяет светлую.

И тому подобные метафизические тупизмы и примитивизмы, не только в головах обывателей, но и учёных мужей, которые знают законы диалектики, но вот применить их не могут, или не считают нужным применять, ни к своей жизни, ни к своей науке.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные изменения, это закон процедуры, механизма действия закона единства и БОРЬБЫ противоположностей.

Но, как и главный закон диалектики, — о единстве и борьбе противоположностей, этот закон можно понимать чисто метафизически: если что-то будет увеличиваться или уменьшаться, то, рано или поздно, наступит момент, когда это что-то приобретёт иное новое качество.

То есть, для метафизика, этот закон отражает то, каким образом происходят, видимые им изменения в мире.

Тогда как, истинный диалектик, при помощи этого закона, как и других известных ему знаний, например, знаний о системности мира, будет стараться проникнуть в сущность не только изменений и развития мира и его элементов.

Но и будет стараться применить его в своей жизни, хотя бы только для того, чтобы понимать, более-менее истинное положение вещей вокруг себя, и понять самого себя истинного, а не быть марионеткой жизни.

Ибо, очевидно, что иметь сознание-осознание мира и себя в нём, есть смысл только тогда, когда оно более-менее адекватно реальному миру, — когда человек хоть как-то приблизился к тайнам мироздания и знаниям своего места в нём – обретает более-менее истинное знание-сознание, а не иллюзорное, не метафизическое сознание.

А иначе: А чем, собственно, тогда, отличается сознание человека от сознания животного, по сути?

3. Закон отрицания отрицанием отражает такое положение в мире: всё сущее в мире развивается последовательно и циклично, и на основе имеющегося состояния некоего события.

Этот закон, в метафизических представлениях, вообще не имеет никакого смысла, даже если он известен и понятен метафизику.

Ибо, а что с того, что этот всемирный закон отражает такое положение вещей и процессов в мироздании, что каждое последующее состояние развивающейся сущности отрицает своё предыдущее состояние?

Например, этот закон, часто иллюстрируют, даже в учебниках, подобным образом: Вот, что-то становится чем-то иным, так вот, это иное, отрицает своё предыдущее воплощение, которое, в свою очередь, будет отрицаться последующим своим состоянием.

Например, вещает преподаватель, посмотрев задумчиво в окно: Почка на ветке, отрицает засохший осенью листок, а почку будет отрицать набухшая почка, а потом, листок, и так далее.

Вам всё понятно? Конечно, понятно: метафизика процветает и формирует всё новые метафизические сознания обывательских и учёных умов.

Хоты бы только тем, что напрочь отбивает, у нормального человека, не только охоту к глубоким познаниям себя и мира, но и приучает жить с метафизическим сознанием: Ну, их, этих философов, – напридумывают чёрт знает что!

А в жизни всё не так! И вообще: жить нужно проще и веселей – что толку голову ломать об истинах мира, если, всё равно, ничего не поймёшь и не изменишь?

Да, дамы и господа, как видите, метафизика и диалектика – это не только два способа познания и осмысления мира и себя в нём, но и два вида сознания – два разных мировоззрения, включая и самосознание – «Я» каждого человека.

И не будет никаким преувеличением сказать, что метафизик и диалектик — человек хотя бы с зачатками диалектического мышления, — это очень разные люди, и восприятие жизни и себя в ней, у них, отличны «как земля и небо».

Метафизика и диалектика

Метафизика, как наука о явлениях вещей и процессов в мире

А, теперь, простой вопрос: ЧТО открыл И. Ньютон, и какой закон он вывел, имея в виду, Закон тяготения, развитый, потом, в закон Всемирного тяготения и научные представления о гравитации?

Подсказываю варианты ответа: Он открыл некую сущность, закон мира или, хотя бы, известной нам части вселенной?

Или: Он открыл ЯВЛЕНИЕ – проявление некого скрытого от нас свойства нашего мироздания?

Конечно, он открыл явление-проявление сущностей мира взаимодействовать таким образом: притягиваться и отталкиваться, в зависимости от своих масс.

Более того, лично я, могу с уверенностью сказать, и при необходимости доказать, что закон Всемирного тяготения – это — лишь одно из проявлений Всеобщих законов диалектики.

А Ньютон рассматривал и оперировал, в своих теоретизированиях, лишь явлениями, не желая или не имея возможности проникнуть в сущности процессов и сущность происходящего при этих явлениях. Недаром, по легенде, его осенило при явлении: ударило яблоком по голове.

А что делают наши современные учённые, во всех отраслях знаний, и даже более-менее адекватные философы – те из них, которые не погрязли в изысках своего больного воображения?

Например, что делают учённые ядерщики, построившие дорогостоящий, громадный коллайдер в Европе? При этом они объявили на весь мир, что это, именно, для того, чтобы понять тайны мироздания.

Ну, во-первых, что, обратите внимание, ВСЕГДА было и есть для всех учёных: они «неплохо пристроились» – обеспечили себе неплохой источник существования и прочие блага «всемирно известных» учёных.

А во-вторых, вместо того, чтобы сидеть по кабинетам или даже домам, и заниматься ОСМЫСЛЕНИЕМ мироздания, на основе уже имеющихся знаний, и применяя Всеобщие диалектические законы мира, они, вновь, изучают ЯВЛЕНИЯ и проявления мироздания, а не ДУМАЮТ над устройством мироздания.

Ибо, у них метафизическое сознание, а метафизика «замкнуло» на явлениях, — поиск сущностей метафизическому сознанию неведом.

Ибо метафизик живёт в тисках и рамках своих метафизических представлений о времени и пространстве, и известных ему явлений, «как всё оно должно быть», а не, «как оно есть», на самом деле.

Метафизика и диалектика

Почему в сознании человека доминирует и побеждает метафизика, а не диалектика

На мой взгляд, метафизика, во всех своих формах и содержаниях, ещё долго будут властвовать в головах абсолютного большинства людей, побеждая даже зачатки диалектического мышления. И вот, почему:

1. Метафизические представления о мире и о себе в нём, наиболее соответствуют нынешнему бытию человека, и как такового, и как частному бытию любого человека, включая и учёного и философа.

Ибо, это бытие, более настроено и реально существует, как удовлетворение своих животных материально-телесных потребностей.

А, именно человеческие, духовные потребности сориентированы на удовлетворение этих самых материальных потребностей, а не существуют, как самостоятельная, а тем более, первичная потребность человека.

Иначе говоря, сознание современно человека, как и во всей истории его существования, сориентировано на обеспечение жизни и выживания человека, а не на постижение сущностей и смыслов мироздания, и себя в нём.

А духовная жизнь человека, лишь обеспечивает это существование, а никак не поднимает человека до носителя, владельца полноценного разума, как части, элемента мира.

Разума, способного понять: где, как, зачем и почему, он появился и существует в мире. И, что, вероятно, главное: способного ОТОРВАТЬСЯ от своей зависимости от самого себя и от обстоятельств своей жизни, вместе со своим владельцем — человеком.

То есть, как горят философы материалисты: Бытие формирует сознание человека, а сознание, лишь отражает это бытие и, влияет на него.

НО, человеческое сознание, по своей сути, не предназначено для постижения знаний о мироздании, и, даже о себе и своей роли, в этом мире.

2. Известные философские законы диалектики – ВСЕОБЩИЕ законы мира, не трактуются, не изучаются и не популяризируются ТАКОВЫМИ.

А преподносятся, как одно из знаний философской мысли, наряду с другими, как правило, метафизичными философскими знаниями.

А поэтому, большинство людей, включая учёных всех отраслей знаний, и, даже философов, не видят в диалектике, в её законах и категориях, ни методологии научных исследований и теорий, ни правил осмысления и разумения своей бытийной жизни.

То есть, люди, просто не понимают, даже, если слышали и поняли три Всеобщих закона диалектики, и знакомы с их категориями и понятиями, что эти законы, именно ВСЕОБЩИЕ – всего мироздания и любого его макро и микро элемента.

Иначе говоря, во всех сферах своей социальной жизни, люди пользуются исключительно метафизическими знаниями и представлениями, а поэтому, по сути, и не продвигаются в них, из века в век.

Что уж, тогда, говорить о применении Всеобщих законов мира, относительно личной жизни людей: из поколения в поколение, в своих отношениях и в построении своей жизни, люди делают одни и те же ошибки и создают себе одни и те же проблемы.

Ибо, в скрепах метафизики и их метафизического сознания, априори, и не может быть иначе – метафизика – это ограниченное знание и примитивный, ограниченный способ получения этого знания.

3. В известной степени, в доминировании метафизики в жизни людей и в их сознании, играет врождённая и культивируемая, воспитываемая тупость человеческого ума.

Это при том, что, сознание человека, и без того, природно ограничено в силу того, что выполняет функции обслуживания — служит потребностям своего носителя – биологического, животного тела человека.

Именно поэтому, по большому счёту, людям и не нужна ни диалектика, ни знания о мироздании и даже о своей роли в этом мироздании – метафизика вполне соответствует их социальному и личному бытию.

Ибо, буквально, иметь диалектическое сознание – это значит, для человека: ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ.

Но, извините, не о том, как покушать,  получать удовольствия и не трудится — работать меньше и легче. А о том: кто я, зачем я,  где я — что вокруг меня, и не только в радиусе моего непосредственного бытия, а в каком мире я живу.

В отличие от метафизика, который лишь пользуется, оперирует в мышлении готовыми метафизическими знаниями, и живёт в мире иллюзий и кажимостей, а не в реальном мире. И, более того, даже не понимает этой своей жизненной проблемы.

Метафизика и диалектика

Метафизика или диалектика, что выбираем – что достойнее и лучше для человека

А как должно быть, в идеале? Ах, в идеале: мы все, вне зависимости от своих социальных статусов, и своего и своей жизни своеобразия, должны применять, законы и категории диалектики, в своей жизни.

И не только в её осмыслении, но и в конкретных жизненных ситуациях в обдуманных действиях и поступках.

Например, такая банальность, как отношения мужчины и женщины, мужа и жены, – ярчайший и классический случай работы Всеобщих законов мира.

И если бы их знали женщины и мужчины, а, главное, применяли бы для осмысления своих отношений, то, процент счастья и радости, на всей планете, или в отдельных, частных отношениях, хотя бы, поднялся бы на порядки.

Ибо, вместо того, чтобы ругаться, ссориться, разводиться, люди бы строили свои отношения, как нужно и должно, по естественным законам мира. А не в силу своих полудиких метафизических понятий и представлений.

А если бы ещё и политики мыслили и поступали диалектически, то мир изменился бы в лучшую сторону, сразу и бесповоротно.

Ибо, в общем, как, надеюсь, я вам смог показать, метафизика, метафизическое сознание человека и социума – не есть хорошо, а очень даже плохо, для всех и для каждого человека.

В общем, освойте и научитесь применять всего лишь три закона диалектики. И научитесь мыслить системно, приобретя знания о системности — обретя системный взгляд на всё сущее в мире, включая себя и свою жизнь.

Нет, конечно, счастья вам это не гарантирует, хотя, по идее, должно его прибавить. Но, хоть позволит, не только считать себя умным, но и быть им, в какой-то степени – обладать не метафизическим сознанием, а таким себе, более продвинутым – диалектическим.

А вы, как смотрите на метафизику и диалектику?

Ещё читать, по этой тематике:

Мироздание, представления о пространстве и времени

Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее

Жизнь человека, как частный случай и элемент мира

Пространство и время – явления, фантазии и сущности

Пространство, время, движение – поиски истины

Человеческая глупость и умность, их критерии и закономерности

Жить здесь и сейчас – жизнь, как причинно-следственное событие

Сознание и информация. Чему и как учиться в жизни?

Осознание жизни. Некоторые общие — философские аспекты

Сознание, как система понятий человека

Адекватность сознания – свойство жизни и психики

10 комментариев для “Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни

  1. Честно говоря, статья для меня несколько тяжеловата — отвыкла уже от таких учённых фолиантов. Но, кое что до меня дошло.
    Хотя по философии у меня была честно заработанная пятёрка, но знаний по этому предмету, естественно, осталось мало, вернее, они и не появились. В частности, помню, что метафизика определялась как «способ познания мира в статике», тогда как диалектика -«рассмотрение мира в развитии».
    Что уж там говорить о применении каких-то философских знаний на работе, а тем более в жизни.
    Я думаю, вы, Владимир, совершенно правы: Человек, как таковой, с его мозгами и сознанием, не предназначен «звезды с неба хватать». Он это не только не может, но это ему и не нужно.
    Человек поглощён своей чувственной жизнью и своим «земным» бытием, главным образом в виде быта: добыть еду, приготовить, содержать дом, заниматься детьми, собой, близкими людьми, и прочим бытом. Это и есть его жизнь, а не полёты «во сне и наяву» к другим мирам и стремление познать эти миры и самого себя, даже, — понять свою сущность, как части мира. Нам людям, по большому счёту, это всё «до одного места», поэтому то и живём, как вы правильно говорите, в метафизике своих ложных представлений и никакая истина и диалектика нам не нужна.

  2. Оля, страшно даже представить, сколько есть много учённых, в том числе теоретиков и философов, даже только на наших просторах — их работа, собственно, и есть проникать в тайны мироздания и самого человека. Целые институты Человека, Мозга, Социологии, Философии, и прочее и прочее. И несмотря на вечные жалобы, что «на науку денег не хватает» — все они работают.
    НО, судя по тому, что мы, собственно, потребители их продуктов — знания, имеем, то их основное занятие: переливание из пустого в порожнее. Лично я, знаю это не по наслышке и догадкам.
    А, если кто-то в это порожнее попытается добавить что-то новое, инновационное, то его тут же настучат по темечку: Не высовывайся, что, — самый умный. что ли!? Это я тоже знаю и даже приходилось испытать на себе, ещё в студенческие годы и далее, в своей преподавательской деятельности.
    Но серьёзные исследования есть, это я точно, тоже знаю, в том числе и философские. Наряду с откровенным популизмом, дешёвыми сенсациями и толчией воды в ступе, которые в научной и преподавательской среде преобладают. Вернее, они это и представляют из себя.
    Остаётся только гадать: толи знания есть, но они скрываются от широкой публики, следуя теории конспирологии. Толи знаний, действительно нет: мы все — человечество, пребываем в скрепах метафизики — диких представлений и своих выдуманных теорий о мире и о себе.
    Что так, что так, — как-то всё это печально и страшновато.

  3. Владимир, но ведь хочется, иногда, даже «простым» людям, подняться, оторваться от своего бытия, быта, и понять чисто философские вещи: Кто я, Что я, Что есть мир вокруг, и прочее. Тут и вселенский страх и ощущение своей ничтожности и одиночества в мире и перед миром, и желание знать истины.
    Но, как это сделать? Верить тому, что есть в «умных» книгах и в «серьёзном» интернете? Или «докапываться» самому?
    С учётом ещё того, что ни времени, ни сил, а, как следствие, и желания к этому, — к копанию в чужих знаниях и в поиске своих собственных, нет. Всё забирает наше человеческое бытие, которое, как вы правильно пишите, и порождает и требует только метафизики во всех её проявлениях, а не объективных истин.

  4. Ага, как хочется, так и перехочется, потому что завтра на работу нужно идти, или ужин нужно готовить — бытийная жизнь высасывает из человека все соки, а если и есть время «на подумать», то нужно решать какие-то насущные земные проблемы в своей жизни, а «не парить в небесах».
    Но, если вопрос человек поставил, как правило, он или о нём забывает, в силу невозможности найти ответ, или периодически мучительно о нём думает.
    Например, я, как и большинство людей, поглощён и придавлен своим бытием и, в частности, бытом — необходимостью обеспечения более-менее нормального быта для семьи и прочих бытийных дел.
    НО, меня периодически мучает идея и желание понять наше мироустройство: мысли вертятся, как раз, вокруг осмысления пространства и времени.
    Пока, далее того, что и пространство и время, вовсе не есть то, что нам предлагает метафизическое мировоззрение, существенно не продвинулся.
    Но, повторяю, периодически к этим мыслям возвращаюсь, как главному непонятому и неизвестному мне.

  5. Владимир, желаю Вам успехов в творчестве и здоровья!

  6. Добрый день, Володя. Хоть я и дремучий метафизик, но честно прочла статью, конечно приложив немалые умственные усилия. Что поделать: еще в институте, учась на серьезном техническом факультете, ну никак мне не давались лекции по философии. Теперь, время от времени, прилежно читая Ваши статьи на философические темы, я, конечно, еще не могу вразумительно выступить с комментариями, но надеюсь на переход количества в качество. Может еще при моей жизни.

  7. Ира, спасибо за отклик и за прилежание!
    Что-то, размышляя над этой тематикой, о проблемах мироздания, я пришёл к пока не ясной идее, что нужно изменить ракурс рассмотрения.
    Вероятно, нужно не пытаться понять сущности мира, как таковые, а рассматривать их именно с точки зрения существования человека.
    То есть, если мы считаем, что человек «венец природы», то нужно идти назад в познании, и понять, каким образом этот венец появился, зачем и каковы его перспективы.
    Но всё это зреет в мое голове подспудно. Иногда, как было до недавней моей болезни, вроде всё так хорошо сложилось в голове, а пока болел, всё забылось.
    Вот эту статью написал за один присест, как обычно, размышляя, как раз, над проблемами пространства и времени. Но встал вопрос, почему люди за столько лет не могут открыть эти тайны и сложилась статья о метафизике и диалектике.

  8. Думаю, у Вас получится собраться и оформить Ваши умозаключения в статью. А что это Ваш юный «коллега» Никита не отреагировал, пока, на эту статью?Надеюсь, у него все в порядке, и интересно было бы прочесть новый ваш диалог.

  9. Да, бродят мысли в голове… Вот, компьютеризация имеет свой минус: раньше брали люди ручку и записывали что-то, чтобы не забыть. А сейчас, ну, лично я, во всяком случае, держу в голове какие-то основные моменты, и сажусь, печатаю статью, практически, сразу «на чистовую», в ворде, конечно, сначала, а не на сайте.
    Что касательно активности на сайте: конечно, можно было бы организовать комментарии постоянных участников — создать форум. Но, как-то не сложилось. Видимо потому, что: темы не такие, по которым можно запросто зайти и поболтать — пообщаться не только в тему, но и просто так. Да я это и не приветствую, с самого начала.
    Поэтому: хочет человек высказаться — говорит-пишет, а нет, так нет: никто никому ничего не обязан, и к сайту не привязан. Тем более, в сутки сайт посещает не более 100-150 постоянных читателей, а остальные 2000-2400 человек заходят на сайт впервые, главным образом, из поисковиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Top