29.03.2024

Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее

Последнее обновление статьи: 28.02.2019

Диалектика

Диалектика – законы мира и его познания

Откуда взялась диалектика

Диалектика появилась вместе с человеческим сознанием, как попытка людей понять окружающий мир и себя в нём.

В своём исследовании мира, даже древние люди, не могли не заметить повторяемость и похожесть явлений жизни вокруг них и в их собственной жизни.

И, гонимые страхом неизвестности вокруг и в самих себе, просто жаждали научиться прогнозировать свою жизнь – понимать и знать, а что произойдёт в ближайшем и в отдалённом будущем.

Понятно, ведь, да? — для человека: когда знаешь, что будет завтра, как-то спокойней жить. Вопреки призыву к животности или в криминале, когда: меньше знаешь – спокойней.

Хотя и животному не плохо бы знать: туда не ходи – пропадёшь. И жертву криминала незнание никогда не спасало, на самом деле.

В общем, диалектика появилась, когда люди начали понимать закономерности в жизни. И сообразили, что знание этих закономерностей им помогает в жизни, как способ понимать и изменять эту жизнь.

Не будем, здесь, вдаваться в историю диалектики – она многотомная.

Диалектика — отражение реалий жизни

Отметим лишь, что, диалектика взялась из наблюдений за реалиями жизни и соображений на основе их. И что всё в этой жизни – в мире, окружающем человека:

1. Связано между собой.

2. Противоречиво. Типа: Нет худа без добра.

3. Количество вещей и явлений связано с их состоянием – качеством. И всему есть мера.

4. Всё в этом мире изменяется и никогда не становится тем, чем уже было.

Вот из этих простых житейских наблюдений, постепенно сформулировались философские законы диалектики. Как наиболее общие и всеобщие законы мира и жизни человека, как частного случая этого мира.

О значении понятий и категорий диалектики

Но, для того, чтобы эти законы стали доступным для понимания и применения знанием. Необходимо было их изложить в таких понятиях и закреплённых за ними терминах, которые могли нести более-менее понятную информацию.

Иначе говоря, законы диалектики, мало того, что КОМУ-ТО нужно было понять. Но и нужно подтвердить и доказать, что это именно всеобщие и общие законы мира.

И сделать их именно информацией – знаниями, которые можно передать и сохранить.

Поэтому, параллельно с формулировкой законов диалектики, вырабатывался не только общефилософский понятийный аппарат, но и выкристаллизовывались категории диалектики.

Категории диалектики – наиболее общие понятия – несущие в себе информацию о законах диалектики – инструментарий познания этих законов.

Диалектика и метафизика

Наряду с диалектикой, есть и метафизика, как способ познания и представления мира и его закономерностей.

Разница между диалектикой и метафизикой колоссальная. И состоит в том, что, если диалектика – знание, появившееся из житейских наблюдений мудрствующего человека. И, к тому же, она проверяется и подтверждается реалиями жизни вокруг человека.

В то время, как метафизика – это плоды умственной деятельности человека. Его воображение о том, как оно может или должно быть всё в этом мире, исходя из его представлений, замешанных на тупости, незнаниях, желаниях и интересах.

Диалектика

Понятия и категории диалектики

Каждая область человеческого знания имеет свои специфические термины и, соответствующие понятия под ними. Диалектика — не исключение.

Понятие – это определение содержания того или иного знания о чём-либо. То есть, если термин, слово — это форма знания, то понятие — содержание этого знания.

Большинство слов, которые используются человеком в его обыденной жизни и применяются в названии конкретных вещей и явлений, являются и словами с понятиями о них.

Например, словом женщина мы можем называть как конкретную женщину, так и иметь общее понятие, что такое женщина. И так далее, и тому подобное.

Так как диалектика – это методология философского познания мира, то она имеет понятийный аппарат с наиболее обобщённым – абстрактным содержанием.

Поэтому, часто, философские понятия являются категориями – как такими понятиями, которые настолько абстрагированы, что в их содержании осталось только суть того или иного знания.

Наиболее важные и часто употребляемые категории диалектики

1. Субъект и объект.

Субъект – это человек или группа людей, которые воздействуют на объект – преобразуют его или изучают. Объект, объекты, соответственно, – это то, на что направлена активность субъекта.

2. Материя, материальное и идеальное, материализм и идеализм

Материя – всё то, что имеется в реальности, вне зависимости от человеческого сознания. Идеальное — то что порождено разумом, воображением.

Материализм в философии — учения, в основе которых, положение о материальности мира и человека.

Идеализм, в философии — утверждение, и концепции, построенные на нём, что мир или его отдельные элементы, например, мир человека — это порождение некоего сверх разума или бога. Или порождение сознания самого человека.

3. Сознание – способность высокоорганизованной, систематизированной материи отражать в себе окружающую материю, в виде её информационной картинки.

4. Мышление – способность материи, в виде нам известного мозга, осмысливать-понимать содержание сознания, и оперировать знаниями, содержащимися в нём.

Категории диалектики: Вещь и явление

6. Вещь, вещь в себе – категория, обозначающая пространственно обозначенный ВЕЩЕСТВЕННЫЙ – состоящий из вещества, объект, имеющий свою сущность. Человек, как таковой, тоже может быть обозначен как вещь.

Явление – то, как вещь проявляет себя – является человеку. Разница между пониманием, знанием вещи и её явлением – степень познания вещи – её сути. Вещь в себе – это суть вещи.

7. Суть, сущность, сущее.

Категории диалектики, обозначающие основные свойства объекта, которые делают его именно таким, а никаким иначе.

Часто, употребляются и для обозначения единиц, единицы материи – вещи в самой себе. Когда говорят о ней, именно, как о сущности, – не обращая внимания на вторичные, производные от неё, свойства и признаки.

8. Движение, перемещение, развитие.

Категории, обозначающие различные способы активности объектов.

9. Мир, пространство, космос, вселенная.

Категории диалектики, для обозначения реальности.

10. Реальность, действительность, бытие, иллюзии и кажимость.

Категории, обозначающие то, что существует независимо от человека. В отличие от иллюзий и кажимостей – неправильных представлений реалий, действительности, бытия, в сознании человека.

11. Форма и содержание.

Категории диалектики, которые обозначают наличие у каждого объекта своей формы и своего содержания – наполнение этой формы сущностью.

Форма и содержание находятся в диалектической связи: изменение формы приводит к изменению содержания и наоборот.

Категории: причина и следствие

12. Причина – событие предшествующее следствию.

Диалектика гласит: все в этом мире имеет причинно-следственные связи.

Есть ещё ряд категорий и понятий диалектики, которые имеют общефилософское значение. Или вплотную примыкают к понятиям других наук и, даже, к бытийным понятиям человека.

Если возникают затруднения в определении понятия, категории, то нужно обязательно понять, узнать его содержание. Ибо, неправильно истолкованный термин, приводит, как раз, к непониманию того знания, которое оно содержит.

Вульгарная диалектика

НО, надо всегда иметь в виду, что, диалектика – лишь инструмент познания, и лишь часть знаний человека о мире. А никак не сами полновесные знания о мире, и человеке в нём.

Более того, очень часто бывает, что человек, зная законы и положения диалектики, не правильно их понимает и применяет.

Например, зная закон противоположностей, но, не понимая его, человек может сделать вывод, что всё в мире имеет свои противоположные объекты.

Типа: начинают искать анти материю, анти Землю, анти время, и прочее, в таком духе.

То есть, происходит вульгаризация, примитивизация знаний диалектики. Тогда как, на самом деле, диалектика – сложна, и для понимания, и для применения.

Ибо она помогает понять сущности, суть мира, и процессов, которые в нём происходят. А это вершины человеческого знания, как такового.

Диалектика

Законы диалектики

Диалектика: Закон системности

Закон системности гласит: Всё в мире связано между собой – нет ничего, что существовало бы вне зависимости от чего-либо.

Несколько объектов, связанных между собой и образующих одну сущность, — есть система. При этом эти объекты становятся элементами этой системы.

Элементы, связи и отношения между ними, образуют пространственно-функциональную структуру этой системы. Которая задаёт её сущностные свойства, определяющие её именно такой, а не другой сущностью.

Любой объект мира является его элементом – сущностью связанной с другими сущностями.

Системность мира имеет свою иерархию – более простые системы входят в более сложные системы, являясь их подсистемами.

Гносеологическое – познавательное и мировоззренческое значение понимание этого закона диалектики, закона системности, в том, что:

— Перед человеком, весь мир и любой его объект, включая и самого человека, предстаёт в виде сущности, в которой достаточно знать составляющие её элементы и отношения и связи между ними.

А также знать и понимать место этой системы в иерархии взаимодействующих с ней систем.

И, тогда, человеку предстанет, если он правильно определил саму систему и её структуру, и влияние на неё других систем, её суть.

Например, если мы имеем отношения мужчины и женщины со знаком «x». То, чтобы понять их сущность, нам необходимо понять сущность подсистем женщина и мужчина, их отношения и связи.

А так же, уяснить, как на них влияют элементы других систем. И тогда, нам будут видна истина в этих отношениях.

Мир, как система

Современные знания позволяют предполагать два варианта мира:

1. Мир есть открытая система – он является подсистемой чего-то иного, нам пока неизвестного.

2. Мир есть закрытая, замкнутая система – он имеет свои границы и существует сам по себе.

Так же, мы можем предполагать, что:

1. Мир безграничен в своей системности — нет простейшей системы мира – системы, которая лежит в основе мирообразования.

То есть, нет микросистемы, состоящей всего из двух элементов, которые не являются подсистемами следующего ниже уровня системообразования.

2. Мир ограничен в своей системности – в его основе лежат однотипные системы, элементы которых, более не образуют системы – не являются подсистемами.

Лично я, считаю, что, наш мир – замкнутая, самодостаточная система. И имеет, в своей основе, простейшие, неделимые далее, системы элементарных частиц.

Более подробно об этом можно почитать в предыдущих статьях этого цикла, ссылки на них в конце этой статьи.

Диалектика

Диалектика. Закон противоположностей

Самый сложный для понимания закон диалектики. Этот закон диалектики показывает не только источник всего сущего в мире, но и определяет причину его качественного и количественного многообразия.

Закон противоположностей гласит:

1. Всё в нашем мире существует, потому что развивается — постоянно изменяет свои качественные и количественные параметры. Вне саморазвития не может быть ни одной сущности в нашем мире.

2. Источником этого развития, как процесса, служит наличие, в любой сущности мира, противоположностей – диаметрально разных свойств.

3. Эти противоположные свойства находятся в отношениях единства и отрицания друг друга.

Ибо любое свойство сущности, едва зародившись, тут же, само создаёт свою противоположность.

И, тут же, начинается взаимоуничтожение этих противоположностей, которое и обуславливает развитие этой сущности – её активность, в виде развития — её существование.

Та из противоположностей, которая «побеждает», но не уничтожает до конца, свою противоположность, на этом этапе развития, определяет основное качество этой сущности.

Например, возьмём такую сущность, как чувство любви. Как только она появляется, так тут же возникает и её противоположность – ненависть, пусть даже совершенно не видимая и не признаваемая человеком, который любит.

Далее, в процессе развития любви, ненависть может «побороть» любовь и заменить её, став главным чувством – оставив любовь «в глубине души». Но любовь, может преобладать над ненавистью, и так далее, в таком духе.

Обратите внимание: нет ненависти — нет и любви — эти чувства исчезают — появляется безразличие к этому человеку.

Закон противоположности, как отражение основных свойств мира

На мой взгляд, этот закон диалектики, описывает суть процесса образования самого нашего мира. Более того, таковое зарождение мира и породило этот закон всего сущего.

В чём тут дело?

Если мы, даже в религиозном толковании образования мира, допускаем, что вначале всего было абсолютное Ничто. Оно, это Ничто, для того, чтобы быть – оставаться Ничем, должно было создать Что-то.

То есть, даже для того, чтобы быть Ничем, нужно иметь Что-то, в отношении чего, Ничто, может проявлять себя как Ничто.

Далее, как только Ничто порождает Что-то – свою противоположность. И само, в силу этого, становится противоположным ему Чем-то, между ними тут же возникает война на уничтожение друг друга.

Ибо каждая противоположность, чтобы быть-существовать – оставаться собой, должна уничтожить свою противоположность – своё небытие.

И это единство и борьба противоположностей, как её активность — развитие, мало того, что порождает некую элементарную сущность мира – элементарную его систему.

Но и порождает её качественное и количественное развитие, как внутри (изнутри) себя, так и во вне – порождая новые системные сущности мира.

Именно, вот это фундаментальное свойство нашего мира, которое лежало в основе его появления, далее стало законом его существования, как системы. И всех систем внутри него – образующих наш мир.

Вот, в чем, собственно, диалектика сущего и диалектика основ мироздания.

Диалектика. Закон перехода количественных изменений в качественные изменения

Должен оговорить, что все законы диалектики нужно и можно понимать только в их единстве. Ибо они — отражение единства принципов нашего мира и его сущностей.

Ибо мы, очевидно, даже на бытийном уровне своего познания окружающего и самих себя в нём, можем видеть, что мир не хаотичен. А подвержен упорядоченности и повторяемости – подчиняется всеобщим законам и частным, основанных на них, закономерностям.

Закон диалектики, о переходе количественных изменений в качественные изменения, гласит:

1. Любая сущность мира – любая его система и подсистема, имеют количественные и качественные параметры своего существования.

Именно количество и качество сущности делают её форму и содержание именно такими, а не другими. Под качеством понимается свойство или совокупность свойств, определяющих эту сущность.

2. Количество сущности неразрывно связано с её качеством: нет количества без качества и наоборот.

3. По мере развития сущности – по мере её существования, происходит увеличение количества его качества, как процесс накопления и раскрытия качества.

Качество, как бы, становится «качественнее». Ну, например, классический пример для студентов: почка дерева всё более набухает, но остаётся, всё же, почкой.

4. НО, каждое качество имеет свою количественную меру существования: наступает момент, когда качество не может больше оставаться в этой форме и быть её содержанием — иметь такое качество.

Почка дерева «взрывается» — скачкообразно переходит в новое качество – становится листком. И так далее, и тому подобное.

Коротко этот закон диалектики можно сформулировать так:

Каждые изменения в процессе развития сущности, имеют свойство накапливаться количественно, без изменения качества сущности. НО, у каждого такого накопления есть мера – граница существования этого качества.

Как только увеличение количества достигает меры — это качество количественно уже не соответствует форме своего существования. Происходит скачок – быстрый переход сущности к новому качеству с новым своим количеством.

Диалектика. Закон отрицания отрицанием

Это самый простой и понятный закон диалектики. Он отражает поступательность процесса развития сущего и не повторяемость его новых состояний в этом развитии.

Суть его в том, что, каждое новое состояние сущности в процессе её развития-существования, отрицает своё предыдущее состояние. «Я не такая, как прежде», — как бы говорит она.

Но тут же становится сама отрицаема, последующим своим состоянием, и так далее. Поэтому закон и получил название закона «отрицания отрицанием».

Диалектика

Диалектика нужна каждому человеку

Диалектика, как научная методология познания мира, и всего, что входит в этот мир, нужна не только философам и учёным мужам, всех специальностей.

Диалектика нужна каждому взрослому дееспособному человеку, если, конечно, он хочет жить человеческую СВОЮ жизнь. А не прозябать в качестве раба-марионетки в руках других людей и обстоятельств.

Ибо, без диалектики, которая учит основным и всеобщим законам и принципам жизни всего сущего, включая, естественно, и жизнь самого человека, невозможно ПРАВИЛЬНО понять, ни что такое жизнь, ни себя в ней.

А раз нет правильного понимания мира и жизни в нём, то человек обречён жить в полуживотном состоянии. Ибо его сознание находится в потёмках невежественного незнания, куда, как и зачем жить.

Диалектика, без преувеличения – луч света знания в царстве человеческого невежества — дикости и тупости.

Статьи из этого цикла статей по философии

Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни

Мироздание, представления о пространстве и времени

Жизнь человека, как частный случай и элемент мира

Пространство и время – явления, фантазии и сущности

Пространство, время, движение – поиски истины

Ценность человеческой жизни – главный смысл человека

Адекватность сознания – свойство жизни и психики

Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба

2 комментария для “Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее

  1. В статье все хорошо разложено по полочкам. И да, со всеми законами диалектики сложно не согласиться. Особенно с тем, что для человечества важно знать и понимать эти законы. Но все же позволю заметить, что далеко не так уж и редко в нашей жизни случаются события, которые абсолютно не согласовываются с диалектическими принципами. И это должен учитывать каждый, особенно рациональные по характеру личности.

  2. Лена, если рассуждать логически, то, очевидно, что в нашем мире есть много чего, что нам, людям, неведомо. Даже на планете, на которой мы живём и, даже, в нас самих.

    Но, из этой же логики, основанной на диалектике, вытекает: если наш мир системен, то в принципе не может быть в нём таких элементов — сущностей, которые были принципиально отличны от элементов тех систем, которые нам уже известны — не существовали бы по тем же всеобщим законам диалектики.

    То есть, если бы в нашем мире был бы другой мир, который бы жил по своим законам, или были бы сущности, чужеродные нашему миру — живущие по своим законам, то это бы неизбежно привело к таким изменениям в нашем мире, что нам бы «мало не показалось». Это было бы, буквально, войной миров, и не такой, как мы себе представляем в своих детских фантазиях. Или, попросту, наш мир уничтожил бы отдельные элементы, которые «решили» существовать не по законам нашей системы мира.

    Два мира в одной системе, выступали бы как противоположности и их столкновение порождало бы существование уже третьего мира. Что, мы, даже при скудности наших познаний, никак не наблюдаем и справедливо считаем это невозможным, как бред нелогичного, больного воображения.

    То есть, если нам и откроются новые знания или появятся некие сущности, о которых мы вообще не знали, типа инопланетян, то они, неизбежно будут жить по всеобщим законам нашего мира. Только так, как мы, возможно, и не предполагали, что так можно жить, по известным нам законам диалектики.

    Если, допустим, всё же, извините, что объявится Бог, и скажет людям: Вот он я, ваш создатель и руководитель, — то этот Бог, будет жить по тем же законам, что и живёт весь мир, созданный им, а никак иначе. Хотя бы потому, что он сам сказал: И создал я мир по своему образцу (образу) и подобию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Top