27.04.2024

Человечность и бесчеловечность, гуманизм и человек

Человечность и бесчеловечность

Что такое человечность, гуманизм и человек, в чём разница

Представления о человечности, гуманизме и бесчеловечности

В массовом бытовом сознании, понятия Человечность и Человек, обычно отождествляются. Мол, человечность – это от представления о том, чем и кем является человек.
Между тем, есть масса фактов, когда отдельные люди и, даже, целые народы, вели в прошлом или ведут сейчас, совершенно нечеловеческий образ жизни.
То есть, есть люди и различные сообщества людей, которые ведут себя не гуманно.

Гуманизм – иностранное слово. И трактуется оно в рамках определений:

— От политического строя и состояния общества. Мол, это демократия, свободы человека, отсутствие диктатуры. И прочее, всё такое хорошее.

Типа: гуманизм – это такие отношения людей, когда они терпимы – толерантны друг к другу. Гуманизм – это человеколюбие: забота о ближних, и защита и помощь окружающим людям.

— До определения в качестве признака человека, как разумного существа. Отсюда: гуманоиды и прочие носители разума.

Хотя те, кто считает разум признаком человечности – гуманизма, тут же противоречат себе. Демонстрируя свои вполне трезвые предположения, что гуманоиды могут быль для земных людей враждебными. То есть, бесчеловечными.

В русском языке и в русских понятиях, гуманизм определяется яснее, понятнее и правильнее. А именно, — как человечность. С такими синонимами:

— милосердие;
— благодушие, благородство – вообще, как любое благо, добро;
— человеколюбие;
— душевность;
— нравственность, духовность;
— культурность (окультуренность), воспитанность, приличность, порядочность.

Гуманизм и человечность, как прикрытие их отсутствия — бесчеловечности

Не стоит говорить, что на Западе, понятие и термин «Гуманизм» имеют декларативный характер.

И применяются, в лучших случаях, как заявления о надеждах, мечтах и устремлениях. А в худших случаях, как наглое и ханжеское прикрытие, как раз, полного отсутствия гуманности.

Почему не стоит говорить?

А потому что и на наших просторах, и о гуманизме, и о человечности-человеколюбии любят много и красиво рассуждать. Прикрывая этим нечеловеческие дела, где человеколюбие заменено полным презрением и безразличием к людям.

То есть, если говорить о сути этих явлений, то рассуждения о человечности и гуманизме прекрасно входят в уши людей.
Потому что, большинство из них, даже самые отъявленные прожигатели жизни, мечтают жить в мире человечности.

Где отношения по принципу: Каждый человек другому человеку – друг, брат, или, как минимум, — товарищ.

Кто же этого не хочет? Хотя бы, если не мозгами, то инстинктами и чувствами.

Как отличить человеческое поведение от не человечности, какие признаки

При более внимательном рассмотрении, можно увидеть, что человечность — не такое простое понятие, как может показаться на первый взгляд.

То есть, мы можем дать определение такого рода:

— Человечность – это человеколюбие – доброе, нравственное (где главная ценность – человек) отношение к людям.

Как, собственно, уже веками трактуются и канонизируются такие отношения среди людей. Притом, как в религиозных, так и в общественных, традиционных наставлениях.

Вспомните, например, христианское: Относись к другому человеку, как к себе подобному. И как хотел бы, чтобы он относился к тебе.

Тоже и в чисто бытовых представлениях людей: Проявляй уважение и дружелюбие, чтобы и к тебе относились так же. А если нет, — то не обижайся на плохое отношение к себе.

Точно так, мы можем определить бесчеловечность:
— Всё, что не человечно, – бесчеловечно, не гуманно.

Как быть человечным, если творится бесчеловечность

Но, в тоже время, встаёт колоссальная проблема: А как относиться к человеку, к группе людей, если они не ведут себя по-человечески? Вообще или конкретно относительно тебя?

То есть, «если ударили по левой щеке, нужно подставить правую щеку»?
Иначе говоря: Нужно ли терпеть бесчеловечное отношение и поведение? Или нужно этому сопротивляться?

А, ведь, сопротивляться, в данном случае, это обозначает самому творить бесчеловечность. Потому что любое наказание за бесчеловечность, в той или иной степени, само становится бесчеловечно.

Например, наказывая человека за плохие поступки относительно других людей, мы сами становимся, часто жестокими и бесчеловечными.
От постановки ребёнка в угол, до расстрела или тюрьмы на долгие годы.

Или, на войне, на бесчеловечность завоевателей мы отвечаем бесчеловечностью освободителей.

Иначе говоря, чтобы не становится бесчеловечным, есть всего лишь два пути:

— Терпеть бесчеловечность, делая вид, что это удел благочестивого человека. Мол, Бог терпел…

— Или сопротивляться бесчеловечности, стоя на принципе: Зло должно пресекаться, чтобы не распространялось далее.
Но, тем самым, делая тоже вполне бесчеловечные действия.

Стоить отметить такие факты:

— Смирение с бесчеловечным отношением к себе, это, по сути, — добровольное рабство.

— Но и сопротивление бесчеловечности, несёт вред психическому, нравственно-духовному и телесному здоровью человека или людей.

То есть, и так и так, есть негатив для нормальной жизни.
И каждый человек или целые сообщества людей, выбирают для себя или рабство, или лишения, при сопротивлении бесчеловечности.

Всё-таки, с точки зрения логики жизни человечества, сопротивление бесчеловечности – единственно верный путь развития. Потому что, иначе, бесчеловечность, попросту, уничтожит человека и его цивилизацию, как таковые.

Бесчеловечность и религиозные взгляды на неё, если очень коротко

Интересны такие факты, для размышления:

1. Иисус Христос терпел бесчеловечность и нечеловеческие муки в отношении себя. Но он, за это и после этого, оказался в царствии вечной благодати.

2. В других мировых религиях или религиозных течениях (сектах), существуют такие установки относительно отношений с бесчеловечностью:

— Нужно терпеть все земные невзгоды, включая бесчеловечное отношение к себе. В надежде после смерти обрести райскую жизнь.

— Или (и) относиться к земной жизни, включая и бесчеловечность, с «философским спокойствием».

Типа: Бог всё ведает, контролирует – всё что творится, делается — по его воле. Как минимум, в виде наказания за грехи или испытания прочности веры. Грехи, кстати, — это и есть жизнь не по-человечески.

3. Наряду со смирением и покорностью в отношении бесчеловечности, в некоторых религиях существуют прямые или завуалированные призывы к агрессивной бесчеловечности.

Типа: Убей неверного! Мы – богоизбранные люди, а все остальные – животные или, даже, хуже животных. И так далее, и тому подобное.

Единство и противоположность человечности и бесчеловечности

Мы плавно подошли к рассмотрению явления человечности с точки зрения всеобщей диалектики. А именно:

1. Человечность не может существовать без своей противоположности – бесчеловечности.

Потому что это две стороны проявления человека в его отношениях с другими людьми.

С одной стороны, человек не может не относиться к другому человеку, не как к некоему своему подобию. Даже, чисто, как животное — биологическое существо.

Если он, что важно отметить, адекватен, здоров психически, и вырос в человеческом обществе. А не превратился в «маугли» в стаде животных.

Или ему «не промыли мозги», внушив избранность, вседозволенность и дав безнаказанность за бесчеловечность. Типа, как Гитлер освободил своих вояк «от химеры совести».

С другой стороны, и как биологическое существо и как человек, человеческое существо не может быть, время от времени, бесчеловечным.

Потому что, грубо говоря, ему приходится «бороться за своё место под солнцем».

И, главное: он часто сталкивается с бесчеловечностью относительно себя. И как отдельный человек, так и как член сообщества людей.

Эта бесчеловечность, постоянно, как атрибутика жизни, преследует любого человека:

— в личных отношениях, например, со стороны членов семьи;
— со стороны групп людей, например, на работе;
— со стороны государства в виде диктата и ограничения свобод и прав;
— и даже природа и климат, чаще всего, бесчеловечны относительно людей.

2. Мы имеем дело с человечностью в тех или иных отношениях людей, когда она, человечность, побеждает, берет верх над бесчеловечностью.

И, наоборот, бесчеловечность правит бал, когда человечность придавлена или полностью уничтожена в отношениях между людьми.

Притом, обратите внимание, что прямым синонимом человечности можно считать Добро. Тогда как, бесчеловечность – очевидное Зло.

3. Человечность может становиться Злом, когда её, буквально, слишком много, — когда есть бесконечное прощение бесчеловечности. И тогда, Зло побеждает в человеке человека.

И наоборот, рано или поздно, но бесчеловечность вырастает до таких пределов, что уже начинает бороться сама с собой. Тогда она, бесчеловечность, или самоуничтожается и (или) даёт ростки человеческому образу жизни – Добру.

Человечность, в чём сущность человечности – человеческих отношений

В основе человечности лежит эмпатия – сочувствие, сострадание к другому человеку.

Тогда как, в основе эмпатии лежит чисто человеческое свойство: способность относиться к другому человеку, как к себе подобному – как к такому же человеку.

Это, собственно, что и отличает человека от любого животного. Потому что у высокоразвитых животных есть всё, что есть у человека:

— Разум, как способность мыслить более-менее логически.

Люди, ведь, в большинстве своём, если быть честными, не так уж умны. Чаще, люди откровенно глупы – живут одними эмоциями и чувствами, а не разумом.

— Способность вербального (звукового) и жестикулярного общения.

То обстоятельство, что люди умеют говорить, не делает их исключительными. В животном мире есть масса примеров способности общения – передачи информации в сообществе животных.

— Эмоции и чувства – непременная атрибутика любого развитого животного.

— И даже способность как-то изменять среду своего обитания (что-то сооружать, например).

Что человек вечно приписывает себе единственному. Мол, я царь зверей и над зверьми и над природой.

Хотя, можно видеть только разные уровни развития технологий и умений. Которые, что характерно, следствие жестокой необходимости выживать и создавать более-менее комфортные условия своего существования.

То есть, людям, чтобы жить и быть, нужно создавать и развивать цивилизацию. А в животном мире достаточно приспособиться к тому, что есть вокруг.

Кто-то возразит, что животные, бывает, тоже относятся к сородичам и к людям по человечески – с заботой и любовь.

Но, как говорится, «учите мат. часть». Все эти проявления человечности у животных – не более чем рефлексы и инстинкты выживания и продолжения рода.

А люди, в особенности любители животных, лишь приписывают своим питомцам человечность. Ну, наверное, потому, что это компенсирует им отсутствие человечности в отношениях с людьми.

Люди бывают человечными и бесчеловечными, как и почему

Казалось бы, раз люди смогли выделиться из животного мира, благодаря и с помощью эмпатии. То им и надо бы жить-поживать в мире и любви – во всеобщем и личном, частном благоденствии.

Но, бесчеловечность в жизни людей не исчезает, а только увеличивается.

Бесчеловечность кругом – везде и всегда

Мы не знаем, какие и как существовали цивилизации на Земле. И были ли они вообще.

Но в нашей, нынешней цивилизации, мы видели и видим, что бесчеловечность в отношениях людей не только существует во множестве и везде.
Но она увеличивается – разрастается в новых формах и при новом содержании.

Помимо постоянных военных действий на планете, насилия и убийств, несправедливости – этих постоянных спутников жизни людей.

Появились, например, дичайшие в своей бесчеловечности правила половых отношений. Когда, по сути, людей обрекают на бесполое, на бездетное существование.

Всё это скрытые формы бесчеловечности, направленные на уничтожение «лишних людей».

Или, бесконечные эксперименты с организацией медицинского обслуживания населения. И скрытое применение биологического оружия и модифицированных продуктов питания.

Или в учёбе и воспитании подрастающих поколений.

Всё, что творится в этих областях, притом практически во всех странах на всех континентах, — бесчеловечно.

Неужели в тех кругах, от кого это зависит, не понимают, что врач, продающий лечение, — это торговец, а не лекарь.

Или, что система образования и воспитания, в лучшем случае, готовит болванчиков-исполнителей, рабов, готовых пожизненно отрабатывать банковские ссуды.

И жить с одной моралью: Прав тот, у кого больше прав! А права у тех, у кого больше денег и наворованного имущества. И тому подобное, в том же духе.

Почему люди бывают бесчеловечны

Причина бесчеловечности отдельных людей и целых сообществ, как ни странно кому-то покажется, очень проста:

— Как человек и люди стараются вести себя по-человечески, когда у них есть свойство эмпатии. Точно так, у кого эмпатия отсутствует, без всякого преувеличения, не могут быть полноценными людьми.

По сути, люди с отсутствием эмпатии – без сострадания и сочувствия к другим людям, — это животные. Вернее, даже, страшнее и опаснее животных. Потому что они скрываются под обличием людей.

То есть, у них оболочка, форма человека. А внутри: отсутствие души — духовности, которых без эмпатии быть в принципе не может.

А в лице такого человека существует животное, зверь, способный на любую бесчеловечность.

Поэтому, если приходится видеть у человека или группы людей отсутствие эмпатии — признаки не человечного поведения. И это не связано с отпором бесчеловечности. То можете быть уверены: перед вами опасный человек или люди.

Потому что у них отсутствует и не может быть человечности, по причине описанной выше.

И, есть все основания полагать, что эмпатию в человеке нельзя зародить, воспитать. А человек уже рождается без этого свойства – с рождения не способен к проявлению человечности.

То есть, не способен, в принципе, быть настоящим, полноценным человеком. Потому что животная, биологическая ипостась человека у таких существ преобладает.

Уж очень недавно, по историческим меркам, человек выделился из животного, звериного мира. И его так и тянет туда, обратно – где отсутствует человечность. А где жизнь протекает по звериным представлениям и правилам.

И таких существ, к сожалению, в любом обществе – вокруг, очень много.

Почему увидеть бесчеловечность бывает трудно

В обычной – не в экстремальной, в бытийной жизни, увидеть, что человек лишён сострадания и участия к людям, бывает не просто.

Здесь две причины:

— Не всегда, не со всеми, и не во всяких случаях, человек, со зверем внутри, может проявлять это.

Потому что он живёт среди людей. А, как бы то ни было, но пока люди поддерживают свою цивилизацию. Именно, как человеческий мир, и как люди, а не животные в человеческом облике.

Точно так, как в мире пока правит Добро, а не Зло. Ведь мир пока не перевернулся – пока Добра, человечности больше – мир не погрузился в полное Зло, тьму бесконечного отчаяния, страха и смерти всего хорошего для человека.

То есть, человек или группа людей, могут проявлять свою бесчеловечность, когда им дана вседозволенность и безнаказанность. Ничего другого, что сдерживало бы их в животных позывах бесчеловечности, нет.

— Большинство людей живёт подражательной жизнью. Потому что человек социальное существо и, вольно или невольно, должен руководствоваться правилами человечности.

Как минимум, в отношениях с членами своего сообщества. Поэтому, ханжество, двуличие служат оправданием и идеей, что вот здесь и с этими людьми можно быть бесчеловечным. А вот с этими – со своими, нужно вести себя, как человек.

Но суть остаётся одна: человечность может быть только на основе эмпатии: идеи, чувстве, эмоции, что другие люди, такие же, как я. Или, как мы, если речь о массовом, групповом сознании.

Всё остальное – лишь маскировка звериной, не человеческой сущности — бесчеловечности.

Ещё статьи на эту тему

Неблагодарность и благодарность, как показатели человека

Человек плохой, как его определить — какие люди плохие

Сущность жизни человека – эмоции, чувства и разум, логика

Умный человек и глупые, тупые люди, кто они и как живут

Ценность человеческой жизни – главный смысл человека

Психопатия – личность с отсутствием эмпатии — сопереживания

Токсичный человек, как понять это по его поведению

Подлость, что это, подлый человек, кто это

Top