Последнее обновление статьи: 28.02.2019
Содержание
Самокритика и критика окружающего – способы адекватности и развития человека
Общие понятия о критике и самокритике
Критика – осуждение окружающих людей и вещей – выраженное недовольство ими. Самокритика – критика себя в целом, или каких-то своих свойств или поступков.
Это, по сути, проявление критического отношения, критического взгляда на окружающую действительность.
Буквально: выискивание, высматривание неких недостатков, несовершенства, в объектах вокруг, и в самом себе, как субъекте.
И самокритика человека, в качестве объекта для других: Я чем-то плох, — не устраиваю других людей.
Или, иногда, критический взгляд на себя, даже относительно других живых творений. Типа всяких сантиментов о любви к «братьям меньшим» — «собачкам, кошечкам», и прочее.
Или, просто, относительно обстоятельств жизни. Или по-философски: относительно мира, как такового.
В общем, смотреть на себя критически – заниматься самокритикой, можно относительно хоть чего или хоть кого. Так же, как и критиковать, можно что угодно и кого угодно.
Что, само по себе, говорит о том, что, самокритика и критика – это один из возможных способов жизни человека. Возможных, но необязательных.
Критика и самокритика, из жизненных наблюдений
Простые наблюдения за людьми, показывают, притом со всей очевидностью:
— Критика и самокритика присущи лишь некоторой части людей;
— Критика не всегда сопровождается самокритикой. Большая часть людей обращает критику вовне себя — критикует других.
Более того, критикуя других и другое, они ставят заслон перед критикой себя, в том числе, и перед самокритикой.
— Критика и самокритика – это не только сущностные характеристики личности человека. Но и способы жизни человека.
Ибо критика или её отсутствие – порождают совершенно разные отношения с миром вокруг человека, прежде всего, с людьми.
А самокритика или её отсутствие – порождают совершенно разные виды, типы личностей.
От самовлюблённого глупого «павлина», до мудрого порядочного человека.
Более того, критика и самокритика, если становятся доминирующими в проявлениях личности, сопряжены с психическими патологиями человека.
Очевидно, например, что человек, лишённый самокритики, не только не может вести себя адекватно относительно людей и вещей.
Но и: это может быть, как следствием, так и причиной психической неадекватности – психопатии, в самом широком смысле.
А критика всех и всего, например, с легкостью превращается в паранойю, той или иной степени, или является её следствием.
Почему самокритика и критика — проявление адекватности человека
Здесь, не нужно особой теории: давайте рассуждать, чисто на бытийном уровне. Если человек лишён самокритики, то свойства его личности и его поведение, будут такими:
— Я всегда хороший и всегда и во всём состоятельный.
Следовательно, если у меня возникают проблемы в жизни, то кто-то в этом виноват.
Этот кто-то — не хороший человек и неправильный, — понимающий всё и всех не так, как нужно. «Как нужно», естественно, в представлениях человека, лишённого самокритики.
— Моё представление, хоть на что и какое, — единственно верное и правильное.
Ибо оно не подлежит сомнению – критике со стороны и самокритике. Так же, не подлежат сомнению и критике взгляды тех людей, которые совпадают с моими.
Или: Я согласен сделать идолами и авторитетами для себя, тех людей, которых я понимаю и приемлю, по своим представлениям и своему разумению, как таковому.
Может ли такое мировоззрение и, соответственно, такое поведение человека, быть адекватными?
Здесь, уже, без некой теории – пусть в виде простых логических умозаключений, не обойтись.
А положения – рассуждения, здесь простые:
— Если человек лишён самокритики, то он исходит из того, что он всегда прав – его взгляды на окружающее верны;
— Этим самым, — считанием себя точкой единственно верного отсчёта истины, человек ввергает себя в полный субъективизм.
То есть, для него, единственным критерием истины становятся ТОЛЬКО его взгляды и представления.
— Возможно, это и есть хорошо: индивидуальное сознание. В сравнении, например, с массовым сознанием толпы или стада.
НО, человек, по определению — и по происхождению, и по сути, — социальное существо. А значит:
Человек, не может быть адекватным без самокритики
Не критикуя себя, — не занимаясь самокритикой, человек не может социально адаптироваться – не может быть адекватным в ближнем и дальнем социуме. Ибо очевидно, что:
— Не имея критического взгляда на себя, он, человек, лишён сравнения себя с окружающими людьми.
— Он лишён адекватной социализации, по определению: ибо самокритика – это критическое отношение к себе, в процессе отношений с другими людьми.
То есть, не воспринимая себя критически, человек не может оценить себя относительно других людей.
Он, или признаёт себя такими же, как они. Или считает себя лучше их, притом везде и во всём.
Что чревато, в первом случае, приверженности массовому сознанию, без критического его осмысления.
Иначе говоря, человек становится бараном некоего стада: социума, членом которого он себя ощущает, вне критики его и других людей, принадлежащих ему.
А, следовательно, и он, этот человек, не подвержен самокритике: А что я!? Я – такой, как и все! А отсюда:
— Если отсутствует критика окружающих близких людей – своего социума.
— Если отсутствует самокритика, ибо: Я такой же, как члены уважаемого и почитаемого МОЕГО социума.
Более того, они, члены этого социума, не критикуют члена своего социума, если он вписывается в их нормы и правила. Потому что он для них такой, как они – естественно, хороший и любимый.
— То, в осмыслении такого человека: Всё – что и кто, находится за рамками меня и моего социума, какое-то не такое – подвержено критике.
То есть: Критикую всех и вся, но только не себя и своих духовно близких людей – это способ жизни, значительной части людей, лишённых критического взгляда на себя и своё БЛИЗКОЕ окружение.
Не формально близкое окружение, а, именно: духовно близкое, реально признаваемое своим, родным окружением.
Самокритика и самосознание человека
Сама по себе самокритика или её отсутствие – важнейшие свойства и факторы личности, её существования — становления и развития. И вот почему:
1. Всё в окружении человека меняется, включая его самого – его жизнь, во всех аспектах.
Сознание, со своим стержнем – самосознанием, чтобы адекватно отражать эту изменяющуюся жизнь, должны меняться, отражая всё новые реалии.
Каким образом это возможно?
Только критически глядя на «устаревшую» жизнь и на себя в ней. Критика и самокритика – это способ оттолкнуться от прежних своих представлений о мире и о себе в нём.
То есть, критикуя что-то в мире и себя в нём, человек отторгает старые свои знания – теорию и опыт. Как устаревшие, несовершенные, неправильные или ложные – неадекватные новому положению вещей и новым представлениям человека о них.
2. Самокритика, буквально, не даёт человеку «почивать на лаврах» имеющегося самосознания.
Типа, как это происходит у людей, лишённых самокритики: Вот, я какой хороший, правый, правильный, — и прочее, в таком духе.
Самокритика порождает и питает в самосознании «червячка» сомнения: А так ли уж я хорош, прав, понятлив, — и прочее критическое отношение к себе и своей жизни.
Самокритика и критика: крайности – это тоже неадекватность
Любые крайности неизбежно ведут к нарушению меры любой сущности. И тогда, она, неотвратимо, становится своей противоположностью. В народе, этот диалектический закон, озвучен так, например:
— Благими намерениями (когда их слишком много) устлана дорога в ад;
— Слишком хорошо, — тоже плохо.
Очевидно, когда критика и (или) самокритика начинают доминировать в сознании и самосознании человека, и проявляться в его личности, то мы имеем ситуацию неадекватности.
В самом деле, критикуя всё и всех – окрашивая мир в сплошной негатив, человек перестаёт видеть его таким, каким он есть.
Ибо, очевидно, что, раз есть наш мир, и мы есть в нём, — он не может быть только отрицательным.
Более того, справедливо представление, что: «Миром (пока) правит Добро». Ибо, когда начнёт править Зло, то «мир перевернётся» — станет совершенно другим – противоположным существующему.
То же самое, с самокритикой: если человек погрязнет в критике самого себя, — его сознание и самосознание, прежде всего, перестанут быть адекватными.
Ибо, даже в самом плохом человеке, есть что-то хорошее – есть что-то человеческое. Если этого человеческого нет вообще, то это – зверь – уже совсем другая сущность.
То есть, адекватная, социально адаптированная личность, обладает свойствами критики и самокритики, буквально, «в разумных пределах».
Нет критики и самокритики – плохо. Слишком много критики и самокритики – тоже, — не есть хорошо.
А как вы понимаете, что такое критика и самокритика в реалиях жизни человека?
Ещё статьи по этой тематике
Как сохранить отношения – как не испортить отношения
Зависть. Откуда берётся зависть? Почему некоторых «жаба давит»
Как научиться жить, философия жизни — сама жизнь человека
Человек, лишённый самокритики, как минимум, странная личность. Но это редко. Чаще всего, он идиот или психопат.
Согласен, так и есть! И отсутствие самокритики, это — первый и вернейший признак неадекватности человека. С такими лучше не иметь отношений, никаких.
Человек, критикующий окружающих, должен и к себе относиться критически.
Критика и самокритика — это, прежде всего, отношение к окружающему и к себе. И они находятся в довольно сложной взаимосвязи.
Например, можно критиковать кого-то, именно для того, чтобы обелять себя — не быть самокритичным.
Сложность пониманию критики и самокритики придаёт не только то, что, мало того, что они, по своей сути, субъективны — «каждый судит со своей колокольни», в том числе, и самого себя.
Но и то, что, как почти вся деятельность-активность человека, базируются не на интеллектуально-разумной основе, а на чувственно-эмоциональных оценках происходящего в реалиях.
На мой взгляд, в чисто бытийной, повседневной жизни — «не разводя особых теорий», нормальному человеку нужно ПОСТОЯННО подвергать СОМНЕНИЮ ПРАВИЛЬНОСТЬ мыслей и поступков, как себя, так и окружающих.
Это, собственно, и есть критика и самокритика — критический взгляд на себя и на окружающих.
Который не даст человеку погрязнуть ни в субъективизме, ни в ошибках, ни в иллюзиях, в оценках себя и окружающего, включая, прежде всего, людей.
А ни как у нас привыкли понимать эти явления: извините, обсираю других — это критика, называю себя дураком — самокритика.
То есть, критика, а тем более самокритика, — это, прежде всего, ВНУТРЕННИЙ процесс духовной активности и развития человека.
А не его позирование-актёрство перед другими и самим собой, с целью изобразить, а не быть на самом деле, из себя «борца за кристальную чистоту сердец и нравов». Или чувствовать себя что-то типа «кающегося грешника». И тому подобное.
Обратите внимание, что, как и во всех своих жизненных проявлениях, люди и здесь больше изображают-актёрствуют — творят себя и окружающих, по своему разуму и чувствам. А не относятся к реалиям, включая себя, как к объективной реальности — как оно есть, помимо его, человека, разумения.
Разумения, как правило, неверного, искажённо-ложного. Которое позволяет как-то жить-существовать, но не быть полноценным, именно, носителем разума.