26.04.2024

Индивидуализм и социализация – проблема жизни личности

Последнее обновление статьи: 28.02.2019

Индивидуализм и социализация

Индивидуализм и социализация – проблема личности

Индивидуализм и социализация, как проблема самосознания человека

Индивидуализм и социализация личности человека, размышления над ними, сами по себе и вкупе с другими мыслями о проблемах человека, у многих поселяют в головах идею о том, что человек – системная ошибка природы.

Об этом можно говорить, конечно, много и отдельно, здесь скажу лишь, о тройке фактов, которые зарождают эту печальную мысль:

1. Очевидно, что социум – сообщество людей, интегрируется в жизнь системы планеты Земля, крайне, как бы сказать помягче, «не очень хорошо».

Взять, хотя бы, неоспоримый факт: человек, по сути, уничтожает систему планеты, делая её непригодной для собственной же жизни.

2. Человек, как таковой – как животное наделённое разумом: крайне противоречивое создание.

В частности, он не предназначен жить в одиночку, но и его жизнь в социуме – это, по сути, история выживания, борьба за жизнь, через явное или скрытное убийство других людей:

– «войны всех против всех» — постоянные войны и конфликты больших и малых социальных групп: от межличностных конфликтов, «войн» в семье, до мировых войн.

3. Развитие человека – это индивидуализм и социализация его самосознания, как процессы, которые формируют:

— с одной стороны, личность «Я»;
— а с другой стороны, буквально, штампуют болванчиков с безликим «Мы».

И, если «Я» человека – это, собственно, и есть форма проявления его духовности, которая отличает его от остальных животных. То «Мы» — есть ни что иное, как форма агрессивного стадного самосознания, где агрессия направлена, как раз, на уничтожение индивидуализма человека.

То есть, социум, являясь условием развития в человеке его индивидуального самосознания «Я», одновременно, имея собственное самосознание «Мы», стремится уничтожить индивидуализм человека.

Притом, как индивидуальность его разума и духовности, так и индивидуализм в его бытийной жизни, как таковой.

Индивидуализм и социализация – две стороны процесса развития личности

Дамы и господа, давайте, будем реалистами в вопросе воспитания нас и наших детей: Как люди воспитывают своих детей, красиво назвав это социализацией?

Если честно, то вот так: согнав в группки по 20-40 человек, начинают всех и каждого приучать «быть такими, как все».

А дома, социализация продолжается в том же духе: Ты должен, как все, хорошо учиться; ты должен, как все, ходить в кружки.

И много ещё всяких воспитательно-учебных действий и призывов, но, главное в них: Будь, как все, или лучше всех, — чтобы не быть, не жить, как ТЕ, а жить, как ЭТИ.

То есть, будь хорошим, послушным ребёнком – попадёшь вот в эту социальную группу – в это хорошее стадо. Будешь плохим – будешь, просто, как все, или, в крайнем случае, окажешься в группе изгоев социума.

Наиболее креативные и богатые школы и родители, ВРОДЕ БЫ, практикует индивидуализм в воспитании и обучении детей, называя это индивидуальным подходом к ребёнку.

Вот только не надо, обывателям, бедным и богатым, лапшу вешать: весь этот индивидуальный подход, по сути, сводится к формированию самосознания социума элитной группы.

Воспитываются дети с идеей своей социальной избранности и исключительности, в силу происхождения, конечно.

А индивидуализм в формировании их самосознания состоит, в умышленном или в ненамеренном гиперэгоизме: Я – это что-то, я — не это, остальное, быдло. Я принадлежу к избранному социуму.

То есть, извините, то же «Мы» — то же стадное самосознание, только вид с другого ракурса.

Позвольте, а как тогда нужно воспитывать ребёнка, чтобы он не стал очередным носителем самосознания того или иного социума, и, одновременно, чтобы индивидуализм в его самосознании присутствовал не только в форме гиперэгоизма?

Иначе говоря, чтобы у человека была личность с выраженным «Я», но и чтобы он был вполне социализирован – не противопоставлял себя остальному социуму?

На мой взгляд, здесь есть только один способ развития индивидуализма в личности человека: это САМОВОСПИТАНИЕ. И это становится очевидным, если мы понимаем суть процесса индивидуализации и социализации человека.

Если индивидуализм – такое самосознание человека, когда оно является относительно самодостаточным в осмыслении реалий вокруг и позволяет человеку говорить и действовать от имени своего «Я». То социализация личности – это привитие ей свойств мышления, чувствования и даже психики, «как у всех».

А значит: индивидуалистом может сделать себя только сама личность, путём САМОСТОЯТЕЛЬНОГО своего духовного развития.

А этот путь не может, априори, не быть иным, как путём противопоставления себя социуму вообще или той или иной социальной группе ближайшего окружения личности.

То есть, грубо говоря: или социум «съест» индивидуализм личности, превратив её в одну из своих «овечек» или «баранов», или личность отстоит своё право быть индивидуальностью.

Ибо, мы видим, что индивидуализм и социализация личности – это два качества единого процесса формирования и развития личности. И по законам диалектики, то качество, которое в этом процессе будет преобладать, доминировать, оно и будет определять сущностное свойство процесса или вещи.

Индивидуализм и социализация, диалектика существования

Действительность-то, какова? — нет индивидуалистов, у которых, хоть в подкорке, да не сидит осознание себя одним из многих или немногих, пусть даже неких избранных.

И нет ни одного, пусть самого ошалелого коллективиста – продукта тотальной социализации, чтобы у него не шевелилось, пусть на уровне подсознания: Я – это не есть все – я нечто другое.

Более того, исходя из диалектики, мы можем допустить теоретически и увидеть в жизни, что индивидуализм и социализация личности борются между собой с переменным успехом:

1. Так, если на момент зарождения самосознания в 2-3 года, когда ребёнок начинает говорить «Я», он является уже не только личностью, но и обладает обострённым индивидуализмом. Он, попросту, ещё не социализирован.

2. Далее, на период детсадовского и младшего школьного возраста, когда идёт тотальная массированная социализация личности ребёнка, его «Я» загоняется под доминирующее самосознание себя частью некоего социума.

Это может быть ассоциация себя с членами семьи, коллектива одноклассников, окружающих друзей, и прочее.

3. В период «юношеского максимализма и гиперэгоизма» индивидуализм личности вновь выходит на поверхность личности.

Но, у части детей, он протекает в русле дальнейшей социализации – они начинают ощущать себя частью некой группы по интересам и видят в этом свой индивидуализм: Мы — не такие как все.

А часть детей становятся индивидуалистами: Я – не такой как все! – здесь доминирует индивидуализм в развитии личности.

Сразу скажу, что эти дети, мало того, что имеют врождённое свойство «не сбиваться в толпу», но и имеют возможности самовоспитания: быть наедине с собой и САМОСТОЯТЕЛЬНО осваивать общекультурные или (и) профессиональные знания по своим интересам.

4. Далее, у кого как «жизнь сложится». Кто-то так и побредёт по дороге жизни, примкнув, раз и навсегда, или когда-то меняя его, к какому-либо социальному «Мы».

Например, ассоциируя себя с родовой семьёй, с друзьями или, даже, с некой абстрактной группой «людей таких же, как я».

Ну, или став фанатом и приверженцем какого-либо крупного или частного социального образования, тотально или частично определяющего его самосознание.

Например, став верующим, или членом компании «настоящий парней», или, допустим, «стерв», или сообщества чайлдфри.

А кто-то, с муками или гордостью, понесёт свой индивидуализм, в вечной борьбе с социализацией своей личности: Не хочу быть таким как вы, и не буду! Я – это Я! И пошли вы все, и радуйтесь, что я у вас есть.

Ещё статьи по этой теме:

Эгоизм человека – происхождение, сущность, проявления

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни?

Интересы личности и желания человека, как их понимать

Личность человека – социальная маска и индивид

Семья, как социальный институт – мифы, слухи и реалии

Цели в жизни и смысл жизни есть у всех, но разные

Проблемы воспитания детей в семье – проблемы личности в жизни

Правила в отношениях людей – правила жизни человека

Подростковый период – бунт против воспитателей и примирение с собой

Социопатия. Психопат и социопат возле нас и в каждом из нас

Агрессия человека – явная и скрытая агрессивность людей

Темперамент: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Цели женщины – как женщине жить, чтобы потом не жалеть

Top