07.10.2024

Смысл бытия человека, есть ли цели и смысл жизни

Последнее обновление статьи: 24.02.2019

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Есть ли смысл жизни и её цели — есть ли смысл бытия человека

Есть ли смысл бытия человека? Ответов много, а вариантов всего два

Смысл бытия человека – смысл жизни, как чаще мы привыкли говорить в школьных сочинениях и в задушевно-философских беседах. Кто о нём не знает?

Любого спроси, — и все, коротко или длинно, «со своей головы» или заученными чужими словами, ответят.

Если обобщить и резюмировать эти ответы, то они, в принципе, двух видов:

— Одни говорят, что смысла жизни нет, и не может быть, потому что — потому.

— А другие говорят, что смысл бытия человека непременно есть, даже не зная в чём он. Ибо есть высшие силы – бог. Или, там, инопланетный разум какой-нибудь, или ещё что.

Ну, мол: Что мы, за просто так живём, что ли? – такие хорошие, умные и красивые!

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Есть ли смысл бытия человека? Нет

Смысла жизни человека нет, а если и есть, то никто его не ведает.

Ибо и в жизни отдельного человека, и, в целом, у цивилизации людей. Как ни напрягайся и ни ищи, ни в истории, ни в настоящем, не видно ни достойных целей. Ни, главное, ни вечности, ни незыблемости.

Все мы, люди, буквально, висим в пространстве и времени вселенной. И ничтожны в своей бренности и зависимости от прихотей этого пространства-времени.

Да, что там! – бог, если нас и сотворил, но не дал нам ни ума, ни должного качества чувств. Живём, более, не как люди, а как животные.

И по законам животных стай: какое тысячелетие убиваем и гнобим друг друга, ради «своего места под солнцем».

То есть, вроде бы, мы — люди. А даже относиться по-человечески друг к другу не научились.

Верхом нашей духовности считается способность НЕКОТОРЫХ людей к сочувствию и сопереживанию, относительно себе подобных.

А остальные, не «некоторые»: обманут, предадут, продадут, изнасилуют, унизят, убьют, «и глазом не моргнут».

Не верите? Не согласны? Включите любые «Новости» или «События» и сопоставьте текущие факты из жизни людей.

Или, просто, оглянитесь кругом. Или на себе внимательней посмотрите «не замыленным», не зашоренным, высоким самомнением, глазом. Например:

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Разве в этом может быть смысл бытия человека

— Когда одни не знают уже, как ублажить своё тело и «пощекотать» свои пресытившиеся чувства.

А другие, в это самое время, умирают с голоду и от жажды. Или гибнут, как «лишние люди», от пуль и снарядов.

И первых никак не волнует жизнь вторых.

Более того, они и думать об этом не хотят, хотя прекрасно знают, что всё их благополучие построено на крови и поте других людей.

Просто: мы, они так считают, – элита, богом помазанная и избранная.

А они, остальные, — кто? Быдло, способное лишь «пахать» и довольствоваться «прожиточным минимумом». И радоваться своей «будке и длинной цепи».

Демократия, вам сказали: Что ещё вам нужно!? А смысл бытия человека? – каждому своё.

Эту мудрость, сказанную кем-то из философов, обслуживающих интересы «богоизбранных», они признают. И всем другим вдавливают в голову, чтобы «не рыпались».

Когда одни живут исключительно гламурной и «господской» жизнью – «в холе и в неге». И «работают» исключительно головой и «ложкой». Или, просто, предаются чувственности.

А другие сводят «концы с концами» — какой там смысл жизни!? – какой смысл бытия!? Если всё это бытие сводится к тому, чтобы это бытие ОБЕСПЕЧИТЬ?

А думать о нём уже нет ни сил, ни желания – расслабиться бы хоть как-то и не думать ни о чём.

Тем более, что никто и не настаивает на этом. Поиски смысла бытия «людьми из народа», никогда не считались ничем иным, чем пьяным или непросвещённым и безграмотным бредом.

Как бы и сколько ему, народу, это, поиски и нахождение смысла жизни, не приписывали. Восхваляя его, в желании обдурить в очередной раз.

Мол, наш народ мудрый и великий своим умом: он знает смысл бытия человека.

Прям задницей, извините, чувствует, сидя на лавке, да с бутылкой на столе, и с рублём в кармане «на опохмел».

А кто, собственно, ищет смысл бытия и жизни

Думаете, что правящая элита обеспокоена поиском смысла жизни? А зачем им? У них и так «всё в шоколаде».

И единственная проблема, чтобы этот шоколад не растаял — чтобы им не утратить своего элитарного положения в обществе.

А о смысле бытия пусть думают всякие философы, писатели и пропагандисты. Надо же им, как-то свой хлеб зарабатывать и отрабатывать.

Но, тем не менее, о смысле своего бытия и о смысле бытия человечества, думают все: хоть иногда, хоть как-то.

Ибо, вообще бессмысленно жить, человек не может. Пусть, даже, этот смысл бытия сводится к тому, чтобы «найти денег и выпить, от тоски».

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Есть ли смысл бытия человека? Да

На мой взгляд, если быть честным и последовательным в своей логике и в рассуждениях. Можно признать, что смысл бытия человека есть, но только в двух случаях:

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Вера в высшие силы, как обретение смысла бытия

Смысл бытия появляется у человека, если он представляет и признаёт, что есть нечто или некто в этом мире, что или кто разумнее нас, людей.

И, более того, способно управлять этим миром, ради «доброго и вечного».

Иначе говоря, смысл бытия человека есть, если признать, что есть неведомые высшие силы, которые видят некую ценность человека и человечества.

И обладают способностью, в силу этого, сохранять человеческую цивилизацию, как таковую.

Ну, как я приводил как-то образ: Люди – рыбки в аквариуме, под присмотром аквариумиста. Он наблюдает, как мы плаваем в своём естестве и убогости, позволяя нам это.

Но никогда не допустит, чтобы его аквариум оказался пустой, — на то он и аквариумист.

Такой смысл своего бытия, вернее даже, — оправдание своей жизни, и находят большинство людей в вере в того или иного бога.

Благо, и придумывать никому ничего не нужно: религия давным-давно стала ведущим мировоззрением масс.

Более того, религия насаждается государствами стран, как официальная или полуофициальная их идеология.

И эффективный способ борьбы с инакомыслием, которое всегда чревато для интересов государства.

Государства, как такого устройства, когда малочисленная элита правит большинством – народом. Эксплуатируя его и всячески подавляя его развитие, и физическое и духовное.

Не веришь в бога, верь в что-нибудь другое

Не хочешь находить смысл бытия в боге? Не веришь в сказки, и чураешься лицемерия и двуличия религиозных деятелей, их адептов, паствы и покровителей?

Ну, тогда, можно найти успокоение души и тела в вере в инопланетный или в космический разум. Типа, верить в разумность самой Земли, и прочее.

Или, например, можно верить в то, что во главе государства стоят мудрые и справедливые люди. Которые «сделают все, как надо».

Или, немалочисленная часть людей заявляет, что видит смысл своего бытия в вере в самого себя. Естественно: «единственного и неповторимого».

Как правило, для страховки, такие люди, часто на уровне подсознания, по-детски верят в судьбу. В своего ангела, в своё предназначение, и прочее, в таком духе.

Какая, в принципе, разница? Что вера в бога, что ещё во что-то или в кого-то.

Главное, ведь, при таком способе осмысления действительности и себя в ней:

— человек находит смысл бытия в том, что есть нечто Высшее, что как-то присматривает за ним.

А раз так, то значит жизнь человека, притом ЛЮБАЯ, обретает смысл её бытия. Единственное условие, чтобы не утерять этот смысл: «нужно ВЕРИТЬ во что-то или в кого-то».

Почему пишу это выражение в кавычках? А потому что оно давно стало расхожим клише, когда кто-либо морализирует, размышляя о жизни и об её смысле.

Или поучает кого-то, как нужно жить: Нужно верить…

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Смысл бытия для тех, кто ни во что не верит

А как быть тем, кто, в силу известных, в общем-то, причин, – воспитание, образование, уровень развития, не верит ни во что и ни в кого. Часто, включая и себя?

В чём они находят смысл бытия. И своего, персонального, и вообще человеческого, как такового?

Как известно, где нет знания или чего-то, что принимается за это знание, там появляется вера.

Дело всё в том, что человек, с силой необходимости и неизбежности, имеет ЦЕЛОСТНОЕ мировоззрение.

То есть, для того, чтобы жить и иметь сознание-осознание этой жизни. Человеку, как минимум, обязательно нужно иметь цельную – целостную картинку мира и себя в нём – мировоззрение.

Какая это будет картинка: соответствующая действительности, в той или иной мере. Или абсолютно иллюзорная и ложная. Широкоформатная или «узколобая», и прочее, — это уже другая тема.

Главное понять, что мировоззрение – это совокупные представления человека о мире, в котором он живёт.

И, исходя из этого своего мира, он и ищет смысл бытия. Укладывая его, именно, в свои представления о мире и о себе.

Так вот: в чём смысл бытия человека, который не хочет верить «ни в бога, ни в чёрта»?

Вернее, в чём он его видит и находит, при отсутствии у себя религиозных или по-детски наивных представлений о чудесном и о неведомом.

Но, всё равно, существующем, как добром, справедливом и вечном, относительно себя?

А находит он смысл бытия в том, что приходит, в своих размышлениях о мире и о себе, к простой идее и принципу человеческой жизни:

— Нужно просто жить. И, при этом, стремиться жить хорошо!

Почему так? А потому что они уже прекрасно понимают, что жить хорошо постоянно, невозможно.

А если не стремиться жить хорошо, то этого «хорошо», никогда и не наступит.

Здесь, как вы понимаете, главное и ключевое в том, а что понимать под «жить хорошо», ну а лучше, конечно, счастливо.

Смысл бытия: Жить хорошо

А вот здесь-то, этот смысл бытия и раскрывается, ибо под «жить хорошо», неверующие ни во что люди, осознанно понимают, что:

1. Смысл бытия человека – смысл его жизни в том, чтобы прожить долго и комфортно, и физически и духовно.

То есть, чтобы как можно меньше болеть и не испытывать телесных болей и проблем – это относительно своей телесной, животной жизни.

А относительно своей духовной жизни, жить нужно так, чтобы не испытывать душевных мук. И получать удовлетворение от своей интеллектуальной, чувственной жизни.

Просто? Да, но как-то не совсем понятно, а поэтому:

2. Смысл бытия человека, который не верит НИ ВО ЧТО, в том, что он рассчитывает только на свои знания о жизни и о себе.

В частности, он знает, что его дух – интеллект, чувства, представления – сознание, находится в его биологическом теле.

А поэтому, это тело нужно знать, беречь и сохранять, в надлежащем, здоровом состоянии, постоянно и как можно дольше.

3. Он знает и понимает, что он живёт в социуме – среди людей. И иначе жить не может.

Поэтому, он знает и старается исполнять человеческие правила поведения и отношений среди людей.

Чтобы иметь с ними и самим собой, как можно меньше проблем – духовного и телесного дискомфорта, связанного со своей социальной жизнью.

Какие правила? Ну, в общих чертах, они, например, задекларированы в проповедях И.Христа, и известны, как Общечеловеческие ценности жизни человека.

Можно почитать:

Общечеловеческие ценности и нравственность

Смысл бытия: в жизни по-человечески, — как человек

4. Особо подчёркиваю, что смысл бытия, им, неверующим ни во что людям, видится не только и не столько в знании и понимании правил поведения и отношений людей.

Не только в их декларации, как правило, лицемерной, двуличной и неисполняемой, например, теми же религиозными деятелями.

Смысл бытия, таким людям, видится именно в том, чтобы жить по этим принципам. Не лицемеря и не лукавя ни перед собой, ни перед людьми.

5. Смысл бытия, людям, не верящим ни во что и ни в кого, представляется и в том, чтобы постоянно, во всём и везде, и всеми возможными способами, развиваться духовно.

То есть: обогащать своё сознание всё новой информацией об окружающем мире. И, главное, осмысливать её, в поисках жизненно важных истин и смыслов.

6. Смысл бытия, такими людьми, понимается как верность самому себе – сохранение своей самости – самодостаточности – своего «Я».

То есть, смысл жизни для них: прожить СВОЮ личную жизнь. А не ту жизнь, которую им навязывают окружающие люди, общество, государство и обстоятельства жизни.

Иначе говоря, они видят смысл своего бытия в том, чтобы не быть марионеткой в руках других людей и обстоятельств.

То есть, иметь своё индивидуальное сознание и самосознание. А не суррогат стадного массового или группового сознания.

Смысл жизни человека и смысл бытия человека, в чём разница

На мой взгляд, особой, принципиальной разницы, между понятиями «смысл жизни» и «смысл бытия» нет. Ибо жизнь человека – это и есть его бытие – нахождение, в этой жизни.

По-моему, тут важней задуматься о таком аспекте проблемы смысла бытия и жизни: Понятие смысла жизни или бытия человека – это всё – «высокие материи».

А вот, какой смысл жизни конкретного, реального человека?

То есть, абстракции – это хорошо, и даже как-то кому-то понятно и согласительно. А вот, как жить, — в чём видеть смысл бытия, «простому человеку»?

Ну, извините, я же, лично я, свои рассуждения «не высосал из пальца» и не наплодил их больным или возбуждённым воображением.

Кто хочет, кто может, тот видит, что мои такие рассуждения о смысле жизни, вполне соответствуют реалиям жизни людей вообще, как таковых. И вполне конкретных «людей с улицы».

Более того, уверяю, что я и сам не только прошёл эволюцию поиска смысла своего и общечеловеческого бытия.

Но и живу уже несколько десятков лет, как человек, который ни во что не верит, но имеет смысл своего бытия.

Ибо, скромно скажу так: я живу значительно лучше, чем мог бы жить, если бы не видел и не понимал смысл своего бытия.

Более того, я уверен, что я бы вообще уже не жил, если бы имел другой смысл бытия или вообще его никак не осознавал.

Так уж складывалась моя личная жизнь на фоне бурной общественной жизни последних десятилетий. Что в ней вполне можно было пропасть – сгинуть, умереть.

Сгинуть, умереть, если не видеть смысла жизни.

Рассуждение о смысле бытия, жизни — абстракции или реалии жизни

А поэтому, нужно понимать и предполагать, что, не всегда, но иногда бывает, что в рассуждениях о «высоких материях», кроется «рациональное зерно».

А бывает оно лишь тогда, когда абстрактные рассуждения построены – имеют в основе, вполне конкретно-предметные факты и знания.

А не наоборот, как часто бывает: навертят себе в голове невесть что, в частности о смысле бытия и жизни. А потом пытаются это прикладывать к этой самой жизни.

То есть, это я к тому говорю, что каждый человек, в силу своей неповторимой, но вполне тиражируемой в социуме жизни. Имеет свой смысл жизни и по разному воспринимает и понимает смысл бытия.

Кто-то не может обойтись без веры во что-то или в кого-то – именно вера делает жизнь такого человека осмысленной.

Или, во всяком случае, он сам считает, что живёт не бессмысленную жизнь – что его бытие имеет оправдание.

А кто-то не хочет и не может верить ни во что – он хочет всё знать и не принимает ничто и никого на веру.

Он видит смысл своего бытия в жизни, как таковой, которая не всегда хорошая.

Но нужно стремиться сделать её хорошей, а иначе смысл бытия человека отсутствует, по его мнению.

Извините, но только «жрать, срать и сексом заниматься» — такие мечты и жизнь не для него.

Как и вообще бездумная и бесцельная жизнь, человеку, который не верит, претит. Ему знания подавай: Хочу всё знать! — это про него.

Ибо знания подразумевают постоянный процесс познания, подчас не только приятный, а очень мучительный. Это не только «чтение книжек», а, прежде всего, сама жизнь.

А процесс познания подразумевает не только обучение. Но и постоянное присутствие в голове вопроса: А зачем? А какой смысл этого?

В том числе: А каков смысл бытия, мой и человека, как такового?

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни

Смысл бытия, к каким выводам приходят люди в конце своей жизни — старики

Конечно, говорить о том, что все люди к старости набираются жизненных знаний и видят жизнь «такой, как она есть», нельзя.

Ибо, если человек прожил жизнь, мягко говоря, неумно и не совсем хорошо, и, самое главное, бездумно и бесцельно. То старость, сама по себе, мудрости не прибавляет.

Но, тем не менее, старики обладают неоценимым и бесспорным преимуществом перед молодёжью.

Они имеют жизненный опыт – всякие разные события в своей жизни. Которые, даже и ленивого и глупого, заставляют сделать хоть какие-то правильные выводы.

Так, о чём говорят старики, касательно того, в чём они видят смысл бытия человека, сквозь призму своего жизненного опыта?

1. Смысл бытия: родить и воспитать детей.

Почти все старики, мужчины и женщины, сожалеют о том, что у них нет детей или о том, что их мало – нужно было родить и воспитать больше.

2. Они не видят смысла бытия в работе, лишь для заработка денег, карьеры.

Старики воспринимают своё прошлое, проведённое на работе, которая была «ни уму, ни сердцу», как пустую трату своей жизни.

3. Смысл бытия, по мнению стариков, и в том, чтобы как можно больше увидеть, в своей жизни.

Не сидеть безвылазно на одном месте – «там, где родился, там и сгодился». А хотя бы путешествовать, иногда, пока не надоест.

Смысл жизни — «не хлебом единым жив человек»

4. Смысл жизни не в «вещизме».

Нужно было не тратить жизнь на добывание и приобретение вещей – излишних материальных благ – роскоши и того, «что у всех есть».

Вещей должно быть достаточно, для здоровой и удобной жизни. Вещи, «богатая» бытовая жизнь — не главное в жизни, а, даже, помеха в ней.

5. Смысл жизни в отношениях с людьми, в общении с ними.

Ибо жизнь, по сути, и есть эти отношения. Поэтому нужно стремиться иметь хороших людей вокруг себя, и иметь хорошие отношения с ними.

Особое место занимают хорошие и полноценные отношения с родными и близкими людьми.

6. Смысл бытия, наконец, считают старики, что нужно было учиться – приобретать знания и навыки жизни.

Все они сожалеют о том, что в своё время плохо учились или не поступили учиться дальше после школы. И вообще, о том, что мало знают и разбираются в жизни.

Если интересно, можно почитать статью:

О чем жалеют старики?

А вы, как и в чём видите смысл бытия, и своей жизни, и людей вообще, как таковых?

Ещё статьи по этой теме

Семья без детей – есть ли смысл её заводить и иметь

Цели в жизни и смысл жизни есть у всех, но разные

Индивидуализм и социализация – проблема жизни личности

Способ жизни человека — обыватель, прожигатель, созидатель

Подчинение и унижение, как способ жизни. Психология раба

Почему жизнь такая — часто плохая? Отчаяния, надежды и цели в жизни

Как жить нормально? Разум и чувственность в жизни человека

Смысл жизни человека — зачем живёт человек, для чего мы живём?

Рожать или не рожать — жить или существовать? В чём смысл жизни?

В чём смысл жизни? Зачем человек живёт?

Смысл жизни человека. Хочешь изменить жизнь — измени свои отношения

Проблема жизни человека – удовлетворение потребностей

Есть ли судьба? Фатальность человека и его жизни

Зачем живём – человек рождается и живёт, в чём смысл?

Цели женщины – как женщине жить, чтобы потом не жалеть

Правда жизни и иллюзии, в чем она, и дана ли человеку

Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба

21 комментарий для “Смысл бытия человека, есть ли цели и смысл жизни

  1. По-моему, большинство людей не морочат себе и людям голову вопросами, в чём смысл бытия и, даже, в чём смысл жизни. А просто живут себе и живут в этом бытии. Для того, чтобы задавать себе такие вопросы, нужно быть, или философом, или иметь для этого много свободного времени и жить в тепле и с сытым желудком — не испытывать озабоченность, как вы правильно написали, осуществлением этого бытия.

  2. Ещё древние философы считали, не все, конечно, что человек — это «говорящее животное». На мой взгляд, и на сей момент ситуация мало изменилась: уровень техногенности человечества неизмеримо вырос, а уровень духовного развития человека практически остался неизменным, совершая колебательные движения от полной деградации до отдельных взлётов и прорывов. Но которые, никогда не воодушевляли значимое количество людей.

    Люди вообще относятся к возвышенному, к духовному в своей жизни, как к развлечению или переживанию: посмеялись, поплакали — посопереживали, и забыли — остались ТАКИМИ же, как были.

    Количество людей, способных осознанно ответить, хотя бы себе, на вопрос: В чём смысл моего бытия? — мало. Большинство начнёт отвечать или пропагандистскими клише или вообще не поймёт о чём речь.

    Ибо уровень интеллектуального и духовного развития очень мал — большинство имеют стадное массовое или групповое сознание и самосознание, которое априори не может задаваться такими вопросами. Ибо его не интересует зачем БЫТЬ, а волнует лишь само бытие и его благополучие.

    Разве оскорбительно, а не справедливо, тогда, назвать это животным, пусть высокоразвитым, бытием? И разве, меньшинство, делает погоду в обществе, пытаясь задавать и отвечать на вопросы: Зачем живём — в чём смысл бытия?

    Людей, просто, интересует вопрос: Почему ПЛОХО живём!? И их вполне устраивают практически любые, подсунутые им пропагандистские ответы, которые вдалбливаются им для оправдания существующего положения дел в обществе.

    А, по сути, как раз, любая пропаганда, притом в любом виде и содержании, осуществляется для того, чтобы люди не задавали себе вопрос: В чём смысл ТАКОГО бытия? А получали, сразу, готовый ответ: Смысл бытия в… И эти смыслы совсем далеки от реальных интересов людей, пусть эти интересы имеются лишь в потенциале, как человеческие, а не инстинктивные животные интересы и потребности. Как и их бытие далеко от ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, достойного человека, бытия.

  3. Но, ведь, большинству людей не только нравится их жизнь или, вернее, они себе нравятся в своей жизни, но они готовы, часто очень агрессивно, отстаивать смыслы своей жизни. Например, из современного: гражданская война на Украине — каждая сторона отстаивает свои смыслы жизни, выраженные в её ИХ понимании.

  4. Извините за такой грубый образ, но: Корова, стоя по пузо в навозной жиже в коровнике, тоже считает, что ей, и другого не дано, и боится, как бы не было ещё хуже.
    Ибо она не ведает, что есть зелёные раздольные луга и как это — пастись вольно на этих лугах: её загнали в стойло и приказали не брыкаться, иначе будет ещё хуже.
    А если и ведает о лугах, то ей внушили, что они не для неё и не про неё — «рылом не вышла». Смысл её бытия — стоять в стойле и, приветствовать хозяина задорным и радостным мычанием. И лишь, когда корову ведут на убой, она начинает отчаянно этому сопротивляться — инстинкт самосохранения срабатывает в последний, а может и в первый раз.

  5. Судя по всему Никита-еще молодой человек,что конечно,не является недостатком.Но хотелось бы заметить,что наступают такие возрастные рубежи,когда задумываешься о смысле своего бытия.У меня это случилось дважды:в 30 и 50лет.Не скажу,что я не пережила мучительные периоды размышлений,но они давали качественные скачки развития сознания и осознания себя в этом мире.
    Володя,Вам может не понравится,то что я дальше напишу.Сейчас в осознании своего бытия во мне соеденинлось:1.Я пришла к вере в бога(но не ортодоксально) и 2.Я могу в силу наработанного опыта,навыков,образования и способностей самостоятельно управлять жизненными обстоятельствами и решать возникающие проблемы,притом что стала инвалидом 1группы.
    Пока два таких противоречивых осознания своего бытия во мне уживаются вполне,я себя ощущаю довольно гармонично в этом мире и чувствую,что и моему окружению тоже неплохо рядом со мною.Значит ,я на данном этапе удачно вмонтировалась в действительность.Поживем-увидим,какие сюрпризы преподнесет она.И как на это отзовется осознание себя в ней.

  6. Ну, Ира, нравится мне или не нравится, то, что пишут здесь, на сайте, комментаторы, не является критерием ни моего отношения к этим людям, ни моего мнения о содержании их комментариев. Критерий один: соблюдение или не соблюдение Правил сайта.

    Что касается Вашей эклектики (смешивания) жизненных мировоззренческих позиций, которые формируют ваше понимание смысла бытия, то это, как вы сами знаете, весьма распространенное мировоззрение: где есть всего по чуть-чуть. Есть место и богу, и место неверию в него, есть место веры в себя и неверия в свои знания и способности, и так далее, и тому подобное. Всё это и формирует целостное ТАКОЕ мировоззрение и, соответственно такое понимание смысла своей жизни.

    Плохо или хорошо иметь такой мировоззренческий винегрет?

    На мой взгляд, плохо, ибо его следствием является не только некая путаница и темнота сознания, но и жизненная беспринципность в оценке действительности и себя в ней. Проще говоря, как бы человеку не хотелось иметь это, но быть слегка беременным никак не получается: получается или выкидыш, или отсутствие беременности, или ложная беременность, или родится ребёнок.

    Имея такую эклектику в голове, сам человек, обрекает себя на раздвоенность своего сознания и, соответственно, ещё большую противоречивость своего бытия и своего осмысления себя. Хотя, конечно, он не видит причину этого в том, что он слегка верит, слегка знает, и прочее: он воспринимает это, как — «такова жизнь».

    Хотя, казалось бы, довольно легко понять и признать, что Вера и Знания — это несовместимые процессы осмысления и познания реальности, но, те же богословы и церковники считают, что вера и знания не противоречат друг другу: мол, Знания лишь дополняют и укрепляют нашу Веру в Бога.

    Но, любой школьник скажет, что если за знаком равенства стоит значок Х, то задача считается не решённой. А этим Х, в религиозных рассуждениях, всегда и есть бог, о непознаваемости которого, в силу его сверхъестественности, они же, богословы, и говорят.

    Но, что делать обывателю, который что-то знает, НО значительно больше не знает и не понимает в жизни? НО который не хочет во всём полагаться на бога — не видит смысл жизни в полном служении ему — не хочет становиться полностью верующим, а бывает верующим лишь иногда, когда «жаренный петух клюнет» или «все пошли в церковь и мне нужно»?

    Этот обыватель, когда перед ним встаёт вопрос о смысле бытия, судорожно начинает подставлять вместо Х все имеющиеся у себя знания: и Бога, и себя, и свои жизненные знания, и известные ему теории, и прочее. И получает ложный ответ или полную путаницу и разорванность сознания — ему становится ещё хуже в его духовных поисках.

    Или, наконец, он становится истинным верующим, или признаёт, что он ничего не знает и не понимает, или начинает верить только в свои знания, пусть самые куцые, как единственный источник и критерий осознания действительности и себя.

    Знать и узнавать, познавать и ничто не брать на веру — это, для многих людей, смысл жизни не только в их духовных началах, но и в вполне житейской, бытовой, «земной» жизни.

  7. Да, я молодой, мне всего 21, но, что-то, в отличие от многих моих ровесников, я заразился поисками философских истин, только не по учебникам, а путём добывания, в основном в интернете, оригинальной информации, в том числе, на этом сайте. Такие как Владимир — настоящие философы, в отличие от множества официальных продажных и ангажированных, дают мне знания и понимание многих вещей, и позволяют на многое смотреть по-другому.

  8. Володичка, у меня на данном этапе настолько ладно стоят мозги на своем месте, что мне комфортно стало жить даже в тех обстоятельствах, что предлагает жизнь (о некоторых Вы уже знаете). И я предполагала что таковым будет ответ Ваш на мой комментарий. А вот я живу в своей «эклектике» и всем со мною хорошо. Моя индивидуальность не пострадала, а гибкости душевной прибавилось. Кому плохо от этого? И принципы нормального человека остались прежние. Я, думаю, что сама жизнь скорректирует мои «доктрины», т.к. я — существо думающее, не равнодушное к внутреннему и внешнему миру, стремящееся к развитию. Будет очередная смена осознания бытия — значит эволюция моего сознания не закончилась. Почему бы и нет. А потом, я же все-таки женщина, то мне присуща не такая категоричность в суждениях о жизни и людях. Тоже, вроде, естественное качество.
    А, вообще, я с вами, мальчики, согласна, с вашими размышлениями на тему смысла бытия.

  9. Ну, да, конечно, русским людям вообще привычней и спокойней жить при таком смысловом раскладе жизни: где-то в Бога верить, где-то нахрен всех послать, где-то на царя, власть уповать, где-то верить в себя, а где-то никому и ни во что не верить.
    А знать и учиться мы не любим — лени полная жопа для этого. Хотя, чуть что: за правду, справедливость, эту же жопу рвать будем. Но правда у каждого, при этом, будет своя. Нас объединяет только общая беда, общие угрозы и любовь к родине. Ну и: природная доверчивость, наивность и простота, общеизвестные. И в этом наш национальный смысл бытия.
    Поэтому-то и имеем в жизни то, что имеем — живём так, как живём, и все вместе и каждый по-отдельности: «бессмысленно и беспощадно», относительно самих себя, прежде всего.

  10. Я считаю, что последние Ваши слова не имеют отношения ни к Вам, ни к Никите и не ко мне. Только Вы, наверное, уже разочаровались в людях и жизни, а мы с Никитой — нет. Никита — в силу возраста, а я — в силу жизненных установок, заложенных еще в детстве. Но всем нам мозги не дают покоя ногам (типа каламбур).
    С ув.,Ирина

  11. Имеют, Ира, ещё как имеют! Просто, вы, видно, сегодня находитесь в повышенном благодушии, а потом, если подумаете, то и согласитесь со мной.
    И, потом, что значит ваше мнение, «уже разочаровались в людях и жизни»?
    Чего это!? Я ещё помирать не собираюсь. А то, что я как-то более реально смотрю на жизнь и на людей, отвращает меня от них не более, чем и в молодости — меня интересуют люди и их жизнь. Только не все, конечно. Но, так и у всех так, в том числе и у Вас. Да и вообще, на мой взгляд, если есть что-то интересное в жизни, так это люди — интересные люди, не стадные и без прибамбасов. Вот, кстати, русские люди, по-моему, самые интересные, в особенности женщины, потому что я мужчина. Мужчины мне как-то уже более известны и не столь интересны, поэтому.

  12. Володя, мне люди тоже до сих пор интересны, но в силу возраста мы быстрее понимаем кто перед нами. А период моего благодушия затянулся, даже мой муж-психопат меня перестал раздражать. Пришло такое понимание человеческой природы (Ваши статьи сыграли не последнюю роль в этом процессе), что потерялся смысл в таком чувстве, как раздражение — что толку тратить душевные и нервные силы, когда столько надо еще успеть сделать, узнать, понять. Это я Вам искренне говорю, потому что мне врачи предрекают наступление тотальной слепоты. Так почему я должна досадовать на что-то или кого-то, если времени в обрез. Все супернегативное я уже пережила в этой жизни, закалилась душевно, за последний год совершила фантастический прыжок в душевной реорганизации. И обрела вот тот «компот» своего смысла бытия, о чем писала выше.
    А вот Вы, Володя,судя по всему, человек вспыльчивый и порой нетерпимый (простите, дорогой друг, но я внимательно читала Ваши статьи и комментарии в течении целого года и чутко улавливала Ваши настроения). Вы очень много знаете и понимаете о внешнем мире и что и как там устроено, но это порой у Вас вызывает злость и раздражение, возможно от бессилия изменить недостатки устройства этого мира. Поэтому Ваш смысл бытия более однозначный и я бы сказала, более жесткий. Только, думаю, что Вам труднее жить среди людей, чем мне.
    А еще меня удивило,что мы,женщины, Вам интересны — ведь Вы все про нас знаете.

  13. Ну, Ира, сколько можно говорить: не нужно личностный мир человека и его жизнь укладывать в слова. Не нужно ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ делать это: укладывать личность человека, ни свою, ни чужую, в картинку знания о себе или другом.

    Ибо, буквально, это равнозначно, что пытаться изложить картину мира. Ибо, какая разница? — мир в голове человека, через сито его личности, или мир, как таковой — реалии, в которых живёт человек. И то и это, — громадно, противоречиво, многогранно и динамично, настолько, что наших ограниченных мыслительных и чувственных ресурсов просто не хватает для создания и понимания этих картинок отдельного человека и мира, который есть сам по себе и есть в голове этого человека.

    Мы можем лишь ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО знать и себя, и других людей, как говорится, в общих чертах. И в лучшем случае, иметь более-менее истинные представления и о себе и об окружающем, которые нам позволяют жить той жизнью, которой мы живём: на маленькой планете в УЗКОМ кругу своих бытийных и духовных событий. Всё, для большего мы НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ, ни телом, ни разумом, ни чувствами! Это нужно понимать и из этого нужно исходить, и в оценке себя и людей, и в размышлениях о смысле бытия — о смысле жизни своей и людей.

    То есть, нужно чётко и однозначно понимать, что мы есть объективные плоды существующей, в виде человеческой цивилизации, популяции живого вида «человек», на планете Земля. И от этого никуда не денешься.

    НО самость — независимость человека от всего и от всех, есть: это способность человека, буквально, воспарить над своим бытием, в поисках того же смысла жизни, например. Или в попытках посмотреть на себя и окружающее не только через призму своего «Я» — со своей субъективной точки зрения, а максимально отстранённо — без своих чувств и эмоций.

    То есть, мы можем лишь приблизительно схватывать и осознавать какие-то свойства и характеристики вещей, людей и процессов. Но не можем, даже доведя себя до сумасшествия, знать и понимать «вещь саму в себе» — человека в полном его измерении, даже если этот человек сами мы.

    Вот и Вы, Ира, в своём комментарии это наглядно демонстрируете: описывая себя, Вы лишь проводите главные, на Ваш взгляд, линии своей жизни, оставляя громадный простор для воображения и дорисовывания другими людьми. Что они могут сделать, в том числе и я, КАК угодно, и совершенно не соответственно реальностям. Описывая меня, вы в общем-то правильно говорите о моих чертах, НО, эти самые черты принадлежат, по крайней мере, половине населения нашей многострадальной родины — России. Ведь, не случайно, в комментарии выше, говоря о смыслах жизни «нас», я говорил о своеобразии нашего национального смыслового ряда — о составляющих смысла жизни, которые понятны и наличествуют в жизни ТОЛЬКО русских людей.

    Вот, Ира, зайдите на страницу сайта Об авторе. Что я там пишу о себе? А ничего, кроме «сухих фактов». И не от того, что я такой скромный или мне о себе сказать нечего, а именно в силу того, чтобы вольно-невольно не создавать ложную картинку о себе у интересующихся.

    Или, почему я запрещаю в Правилах сайта переход на обсуждение личностей участников? Не только потому, что это обычно делается с целью их оскорбить и унизить, а для того, чтобы не было соблазна в «двух словах» описать своё виденье и свои представления о человеке, повесив на него свой ярлычок: Я тебя знаю и понимаю — с тобой всё ясно! Ибо, по крайней мере, это будет не верно и опять же унизительно для человека: как, его, — такого громадного и «всякого разного», поместили в определение в две строки!

    Что касается моего большего интереса к женщинам, чем к мужчинам, то это, конечно, даже не познавательный интерес, а именно гендерный: интерес человека к представителям противоположного пола.

  14. Что-то подобное я и пыталась передать выше в своих комментариях, но Вы озвучили прямо и складно — благодарю. Соглашусь с каждым Вашим словом.
    Интересно, какая будет тема следующей Вашей статьи? Теперешняя наше дискуссия даст ли толчок новой идее будущей темы?

  15. Даже не знаю: меня сильно занимают, сейчас, другие проблемы в моей жизни. Придет время, выберу тему, из имеющихся заготовок, и напишу.

  16. Удачных разрешений Ваших проблем!Куда ж без них в жизни

  17. Ира, Вы знаете, сколько мне лет. И все эти годы, начиная с детства, я САМ, буквально, вылажу из проблем. Которые, кстати, в основном, сам себе и создаю, надо признать. Но выхожу же! Даже самому иногда странно, как это у меня получается.
    Наверное, единственная проблема, дай бог, это смерть близких и своя, которую никак не решишь.

  18. «Смысл жизни это продолжение жизни» -вот формула, которую я всегда хотел оспорить. Нет никакого смысла жить, если тебе не дано заниматься тем, чем ты хочешь, любить так как ты хочешь, кого ты хочешь и быть кем ты хочешь. В современном обществе у человека совсем мало ролей и функций. «Что прям лечь и помереть?» -спросите Вы. Ну есть же целые депрессивные течения молодежи- готы и эмо, в 50% случаев их морально-историческая жизненная база -несчастная любовь,которой нет на самом деле.Но еще 50% это философы в хорошем смысле.

  19. Витольд, на мой взгляд, размышляя над смыслом жизни, нужно разграничивать сам этот смысл на субъективное понимание человеком — по сути, на оценку человеком жизни своей или чьей-то жизни. Как вы, например, оцениваете жизнь готов и эмо.
    Или на объективно существующий смысл жизни — существования всего сущего, включая человека, как элементов глобальной системы мироздания, где, действительно, смысл жизни в том, чтобы быть, как элемент, часть мироздания.
    Ибо, если эта часть есть, то это уже имеет смысл, пусть нам особо непонятный и неведомый, но, тем не менее, он есть, потому что есть процессы и сущности мироздания, и даже, в частности: процессы и сущности на нашей планете Земля.
    Иначе говоря, если человек, своим разумом, на основе своего сознания — субъективно, считает что что-то или кто-то не имеет смысл своего существования, то это вовсе не говорит о том, что на самом деле это что-то или кто-то бессмысленно.
    Ибо, повторяю, если оно существует, это уже само по себе говорит о неком его предназначении — имеет смысл самим фактом своего наличия, как элемента, пусть ничтожного, мироздания.

  20. Здравствуйте. Мне страшно не нравится то, как устроена жизнь(одна смерть чего стоит — обесценивает все), и единственный смысл, к которому я прихожу, — это жить ХОРОШО и ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ. Я, конечно, не про отвлекалочки всякие, а про то, чтобы делать только то, от чего тебе хорошо. Что просит твои тело, нутро и тд. И тогда, по крайней мере, ты чувствуешь себя сильным, увееренным и тд, и веришь в то, что можно когда-нибудь изменить и этот страшный мир..

  21. Ирина, жить хорошо и по своим желаниям — это вполне естественно-природные желания любого человека.
    Проблема здесь в том, что этому противится не только окружение — социум, в лице таких же людей, хорошо и желания которых, вступают в противоречие с твоими.
    Обстоятельства жизни тоже не всегда этому благоприятствуют.
    Кроме этого, довольно часто бывает, что человек не понимает-не осознаёт ЧТО ему хорошо и чего он хочет. Как говорится: Насильно быть счастливым не заставишь.
    НО, тем не менее, очевидно, если добавить, что жить нужно так, чтобы не в ущерб и без вреда другим людям и не за счёт их, жить хорошо и по своим желаниям — правильная стратегическая задача человека. И на это можно смотреть как на основной смысл своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Top