Любовь, семья, жизнь – Х-фактор

Философия жизни мужчины и женщины: отношения, любовь, секс, семья, дети, человек и социум. В поиске лучшей доли: если не сейчас, то когда?

Проблема одиночества – свойство личности или жизни?

Проблема одиночества

Проблема одиночества – свойство личности или жизнь такая?

Проблема одиночества: социальное и вселенское одиночество

Каждый человек, хоть однажды, испытывал одиночество, но проблема одиночества – одиночество, как проблема, известна далеко не всем людям. Почему?

Почему некоторые ощущают, часто мучительно, своё одиночество? А у некоторых людей, — это краткосрочное состояние, которое легко исправляется, достаточно с кем-то встретиться и «поболтать»?

Совершенно очевидно, что человек – это социальное существо: вне людского сообщества он не может ни стать человеком, ни существовать, как человек.

То есть, казалось бы, одиночество, как таковое, само по себе, противоестественно для человека.

Ибо, он, вне своего желания, продукт социума – продукт общественных связей и отношений. Даже, если он добровольно или принудительно ограждён от части социальных связей и отношений. Например, уйдя в отшельники, или попав в тюрьму.

Здесь, проблема одиночества состоит, как раз в том, а насколько и как человек задействован в социуме – какова его степень включенности в общественную жизнь.

Причём, здесь, под общественной жизнью нужно понимать не только участие в общественно значимых делах, но и жизнь в малом социуме – круг знакомых и близких людей, с которыми человек имеет близкие, непосредственные отношения – семья, друзья, «хорошие знакомые».

Иначе говоря, есть вполне зримое и при желании наблюдаемое, социальное одиночество, когда человек ощущает себя одиноким, даже, подчас, когда вокруг него «куча людей».

Часть людей, даже известно, какая часть: около 20%, испытывают и такое одиночество, как ощущение вселенского одиночества. Какова здесь проблема одиночества?

Если, социальное одиночество человек испытывает относительно людей и своего пребывания среди них, то вселенское одиночество – это ощущение себя одиноким, буквально, в «целом мире».

То есть, вселенское одиночество возникает, когда человек начинает чувствовать и пытаться осмысливать отношения «Я и Мир – вселенная».

И в этом отношении себя с Миром, он чувствует острую смесь своего одиночества и страха перед миром. Здесь и мысли о бренности своего бытия, и о своей ничтожности, в сравнении с миром, и о своей незащищённости и случайности в этом мире, и тому подобное.

Давайте, разберёмся подробнее в этих проблемах одиночества:

Проблема одиночества

Проблема одиночества, социальное одиночество — один среди людей

Проблемы социального одиночества, в той или иной мере, в тот или иной период своей жизни, испытывают все люди, без исключения. Здесь проблемы одиночества бывают двух видов:

1. Человеку не хватает отношений с людьми, или с одним, значимым для него человеком.

Ну, понятно, что когда «не с кем поговорить» — это уже проблема одиночества.

А если девушке, парню, женщине, мужчине, не хватает объекта близких, интимных, любовно-сексуальных отношений, то это тоже ощущается ими как проблема одиночества, часто, как проблема №1 в жизни.

То есть, здесь, одиночество имеет форму отсутствия духовно-телесных отношений с людьми или с отдельным, значимым и избранным человеком.

Понятно, что, в целом, эта проблема одиночества довольно легко снимается, — было бы стремление найти желаемый объект отношений, и снять, в отношениях с ним, ощущение своего одиночества.

2. Человеку хватает отношений с людьми, НО, его не устраивают эти отношения, он чувствует себя одиноким среди людей, буквально.

Эта проблема одиночества сквозит в лирике и прозе классики русского искусства и описывается бедными современными учениками в сочинениях, типа: Проблема одиночества в лирике Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Грибоедова — и так далее.

Ибо это сквозная, часто основная тема, не только в литературно-поэтическом искусстве Русской классики, то и во всех других видах искусства, например, в живописи, на сцене, или в социально-философских учениях.

То есть, что мы имеем здесь? Человек, в силу каких-либо своих свойств и их проявлений в качествах и чертах своей личности, не приемлет или ближайший социум – своё окружение, или социум в целом.

Не приемлет окружение или общество, в целом или в какой-то части, но, самое главное, не имеет единомышленников в этом неприятии.

А отсюда и проблема одиночества этого человека. Например, социальное одиночество, описываемое учениками в сочинениях, имеет характер неприятия, в основном, духовных и политических устоев социума.

А одиночество мужа или жены, или работника в коллективе, или ребёнка, возникает как неприятие мыслей, чувств и поведения ближайшего социума.

И, ещё раз подчёркиваю: феномен одиночества возникает именно из-за отсутствия единомышленников – людей, которые понимают одинокого человека, ибо похожи на страдальца от одиночества.

Похожи, или ему только кажется, что они похожи, понимают, или ему только кажется, что его понимают — это, в принципе, здесь, не важно.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – один в мире – вселенское одиночество

Проблема вселенского одиночества, тоже, бывает двух видов:

1. Переживания социума по поводу своего одиночества во вселенной, как представителей разумной жизни.

Конечно, весь социум, за исключением каких-либо групп любителей идеи этого вселенского одиночества, не может переживать эту проблему одиночества. Ибо у людей, в целом и в частностях, в их бытийной и даже духовной жизни, хватает других проблем, чем думать об этом.

Но, отдельные люди, в основном учёные и философы, периодически будоражат социальное сознание проблемой вселенского одиночества: Ах-ох! Мы одни на белом свете! Или не одни? – и прочие страсти по этому поводу.

Что толку в таких рассуждениях? Когда мы научимся соблюдать простейший принцип познания истин: нет фактов, — нет комментариев?

Или, если есть факты, но нет их видимой известной системности, которую мы дополняем только своими измышлениями в своём воображении или вообще рассматриваем факты бессистемно, то нужно констатировать эти факты, но не строить теории и, даже, гипотезы.

Ибо гипотезы эти, как показывает жизнь, мы тут же начинаем воспринимать за истины и за теории, заслоняя этим истину, и закрывая этим пути поиска истины.

Ну, например, как могут люди продвинуться в поиске вселенского разума или разума во вселенной, если они уже тысячелетия массово считают, что высший разум – это бог!?

Этим самым, кстати, снимая и проблему своего одиночества, и социального и вселенского: Мы, Я, не одиноки, — с нами Бог!

2. Проблема одиночества, как осознания отношения себя – своего Я, с остальным миром.

Вот такой образ: Человек, смотрящий в вечерне-ночное ясное небо. Что он видит там, и что чувствует по этому поводу?

Я бы разделил людей на два вида, в зависимости от того, что они видят в небе и что при этом чувствуют:

1) Значительная часть людей, если и смотрят иногда на небо, то видят там «звёздочки» и проявляют равнодушно-умильные эмоции по этому поводу.

Эти люди полностью поглощены своей бытийной жизнью на земле и их мало интересуют проблемы вселенной и им не понятны переживания по поводу вселенского одиночества. Почему?

Потому что это носители социального родоплеменного сознания, как реликтового наследия своей животности и первобытности.

Носители такого сознания имеют самосознание в виде «Мы», и мало озабочены глубоким самостоятельным осмыслением себя и действительности вокруг.

Всё это им заменяет причастность к тому или иному социуму – к социальной группе единоверцев-единомышленников в виде своей семьи, в виде группы «по интересам», нации.

То есть, жизнь таких людей, во всех её проявлениях, неразрывно связана с осознанием своей причастности к социуму, единства с ним.

А посему, такие люди крайне редко испытывают проблему одиночества, как такового, и социального и вселенского.

Ибо нет предмета этого одиночества – человек, грубо говоря, в сознании которого живёт целый коллектив, в виде его самосознания, в принципе не может испытывать одиночества.

Единственно, что его беспокоит, это когда рядом нет его единомышленников – людей из его стада-сообщества.

Тогда он, этот человек, буквально, не находит себе места, дезориентированный в этом мире, пока не встретится хоть с каким-то своим соплеменником, и этим самым, не утолит свою жажду сопричастности к «своим людям».

2) Люди, которые обладают самосознанием с выраженным «Я», как чувствованием и пониманием, что моё Я не есть ничто и никто: Я – это Я, а ни кто-то и ни что-то.

Вот, как раз, такие люди, в силу этого своего свойства, постоянно испытывают чувство одиночества, и социального и вселенского.

Ибо проблема одиночества у них НИКОГДА не снимается, а может стать или уже привычной, а поэтому эмоционально притупленной, или их иногда посещают иллюзии своего социального не одиночества.

Типа: У меня есть любимый человек, друг, дети, и поэтому я не одинок. Но, эти иллюзии быстро или медленно развеиваются, и такой человек вновь ощущает свою проблему одиночества, и социальную и вселенского масштаба.

Ибо его «Я», по сути своей, – это и есть одиночество – обособление себя от всего и от всех. Для него, перестать быть одиноким – это слить своё Я с кем-то, даже с другим «Я», а это невозможно, ибо быть «Я» — это сущностное свойство такого человека.

Как и, кстати, у обладателей стадного мышления, ибо эти свойства заложены в генах человека, как древнейшие свойства людей.

Проблема одиночества

Как снять проблему одиночества?

Проблема социального одиночества, как всем известно, снимается легко: достаточно найти человека или группу людей, похожих на себя, и наслаждаться общением и взаимопониманием.

Снять проблему вселенского одиночества, коль скоро оно посещает человека, на настоящий момент не представляется возможным.

Ибо, для того, чтобы снять проблему одиночества, здесь, нужно знать ответы на такие вопросы: Кто есть человек? Что есть мир?

А ответов на эти вопросы, пока нет, не только в социальном сознании, но и в умах отдельных людей.

Нет, ну конечно, если кого-то устраивают ответы, которые даёт ВЕРА, то, пожалуйста. Причём вера не только в бога, но и в «науку».

Наука в кавычках, потому что, на мой взгляд, ни одно учение, ни в какой области, не может быть научным, если в его основу положены постулаты, созданные, придуманные самим человеком, и если знания не системны — бессистемны. А, где, у нас, такая наука, науки?

А вас волнует, вам известна проблема одиночества?

Ещё статьи по этой теме:

Эмоции, чувства, разум – свойства человека и мира

Стоит ли выходить замуж, стоит ли жениться — семья или одиночество?

Одинокие женщины, одинокие мужчины. Кто это и почему?

Женщины без мужчин — диагноз или временно? Рекомендации одиноким

Без рабочей ссылки на сайт, копирование материалов запрещено. Плагиат преследуется: автоматическая жалоба вашему хостеру и владельцу ресурса.
Поделиться в социальных сетях

комментариев 14

  1. Виктория

    12.11.2014 at 13:43

    Моя проблема заключается в том, что мне как раз таки хватает общения с людьми. Многие из них даже тщательно стараются пробиться в статус моих лучших друзей. Вот только меня не устраивает наше общение. Мне не интересно обсуждать с ними интересующие их темы. А то, что волнует меня я не озвучиваю, поскольку понимаю, что они все равно ничего не поймут. Я объясняю для себя такое мое качество тем, что я ярко выраженный интроверт. Но вот почему на земле становится все больше похожих на меня людей для меня загадка.

  2. А ответ на Вашу загадку очень простой: Ну, сколько может продолжаться ситуация, когда 90% населения живёт родо-племенной — стадной формой сознания и, соответственно, стадным мышлением?
    Ведь, экстраверсия, — это всего лишь проявление стадности, а не свойство личности.
    Соответственно, внешне видимый рост числа интровертов, говорит нам о том, что, слава богу, растёт чисто самодостаточных людей — людей, способных самостоятельно мыслить, чувствовать, принимать решения — жить.
    То есть, количество людей с «Я» в самосознании, постепенно начинает выдавливать людей стада — с «Мы», вместо собственных мозгов.
    НО, это всего лишь тенденция, даже странно, что Вы, Виктория, её заметили.

  3. Ирина

    12.11.2014 at 20:16

    Добрый вечер, Володя. А у меня случился период чувства одиночества, когда мой молодой, тогда, муж постепенно создал вакуум вокруг меня, мол, я тебя люблю и нам никто больше не нужен. Подрастающий маленький ребенок, муж, вдруг малопоявляющийся дома, — рехнуться можно было от отсутствия нормального, взрослого общения.
    Да еще мы переехали в родной город мужа, где у него были родители, друзья, своя история, и у меня — никого. Об интернете еще никто даже не слышал. Особенно остро подступило одиночество, когда муж ушел временно из семьи. Стенки кокона разрушились и я поняла, что так дальше продолжаться не может. Ведь я, по природе своей, очень коммуникабельный человек. Очень быстро обросла подругами, знакомыми, даже стала общаться с одноклассниками мужа (одна из них стала моей закадычной подругой).
    Вернувшийся муж попытался начать войну против моего круга общения, но теперь номер у него не прошел. В настоящий момент я знаю,что одиночество мне не грозит, разве что с возрастом ряды близких мне людей поредеют, зато, надеюсь, родятся внуки. Если их правильно воспитают их родители, то и они согреют мое сердце.
    А еще можно скрасить одиночество каким-то увлекательным занятием. И тем не менее, я все еще ищу занимательного собеседника для полноценного интеллектуального общения. Это для меня было бы лучшим средством профилактики одиночества. Уж очень невкусный оказался, много лет назад, глоток моей»сиротливости».

  4. Да, разговора нет: каждому нормальному и ненормальному, но не асоциальному, человеку, жизненно необходимо общение с себе подобными.
    Странно, что кое-кто страдает от одиночества на этой почве: люди есть везде, и утолить голод общения может каждый, было бы желание.
    А вот его, этого желания, часто и нет, а есть сетования, мол, не с кем поговорить — мне одиноко. Зато есть куча амбиций, замешанных на комплексах неполноценности: этот не подходит, этот не такой, этот прост, а этот некрасивый, и тому подобное.
    Спору нет: общение общению рознь — не каждого может устроить тот круг общения, к которому есть доступ. НО, ведь, не в лесу же живём. Не надо самому закрываться в коконе своего одиночества, нужно, хоть иногда, открываться людям — становиться им интересным. Смотришь, и проблема одиночества будет решаться.
    И, потом, — каждое общение снимает проблему одиночества:
    — плохое общение приводит к чувству: Да ну их, извините, нахер, — лучше уж одному сидеть;
    — а хорошее — снимает проблему одиночества априори.

  5. Все понятно. Самосознание с выраженным «Я» не лечится)). Похоже Вы считаете, что рост количества таких людей — процесс эволюционный. Только почему естественное развитие причиняет людям боль? Мне всегда было интересно: если одиночество, как и смерть — неотделимая и естественная часть жизни, почему вызывает такой страх и страдание? Мы ведь не страдаем от того, что у нас две ноги. Почему же так боимся одиночества?

  6. Ну, почему же не страдаем, что у нас две ноги или две руки — от всего организма, от своей телесной оболочки? Очень страдаем, бывает даже мучительно.
    А всё дело в том, что страдание, мучение, как и любой негатив в жизни человека, — это неизбежные и сущностные компоненты, того, что мы СЕЙЧАС воспринимаем за позитив. То есть, в здоровье имеется заболевание, в счастье, уже, имеется несчастье, в радости — печаль, и так далее. Вопрос лишь в том, чего сейчас больше.
    Такова сущность нашего мира и всех проявлений человека, как одной из систем этого мира.
    А почему развитие человека сопряжено с увеличение его вселенского и социального одиночества? Ну, так, есть разница: понимать это одиночество или не понимать, будучи интеллектуально и чувственно недоразвитым?
    И, совершенно очевидно, что любое развитие сознания человека напрямую связано с увеличением развития его самосознания, прежде всего. Грубо говоря: чем больше «Я» в человеке, тем более он находится в ипостаси человека, и тем далее от своей животной ипостаси.

  7. Стремление ПОНИМАТЬ видимо вырастает из этого самосознания. Каким бы болезненным этот процесс ни был, но именно понимание таких явлений как поиски смысла жизни или одиночества позволяет увидеть картину чуть со стороны и более трезво что ли. Это освобождает.

  8. Конечно, всё верно: чем более человек понимает-познаёт-постигает мир и себя в нём, тем более раздвигаются горизонты познания — мир, буквально, становится больше. Настолько, что наступает необходимость понять: Кто я, и где я! — не в бытийном узком мирке. а во вселенской абстракции. То, что мы называем философским осмыслением мира.

  9. Наталья

    17.01.2015 at 13:16

    А мне нравится моё одиночество, я его не ощущаю, а напротив, стремлюсь вернуться к этому состоянию комфорта и чувству защищённости. В социуме конечно интересно и я даже пытаюсь жить этими интересами, но устаю. Мне не нужна семья, эмоциональная близость, взаимоотношения на короткой дистанции,а так же ответные реакции и оценка окружающих.Я понимаю, что интерпретация этих оценок все равно собственное субъективное мнение и поэтому мне, по большому счёту, неважна оценка меня тем окружением, в котором я обязана находиться. Да, я соблюдаю нормы и стараюсь не нарушать законов нравственности, принимаемых большинством, но всё же социальная жизнь для меня не имеет значения. Мне намного интересней находиться наедине с собой, со своими мыслями и размышлениями, переживаниями эмоций «без свидетелей» поиском ответов на вопросы. Жизнь для меня главное и она является для меня всем, я ради неё и живу, это моя цель )) Правда я пока ещё не знаю к чему приду, но точно ни о чём жалеть не буду. Я счастливый человек и меня устраивает всё, что окружает. Меня устраивают мои страдания, мои ошибки, физическая боль… я не в эйфории, мне просто очень интересно жить ))

  10. Наталья, а вы не плохо пристроились в жизни, говорю это без всякой иронии. Если, ещё, у вас есть ребёнок и любовник, то такому способу жизни многие бы люди позавидовали.
    То есть, весьма не плохо: накушавшись социума, нырнул в свою раковину и там от него отдыхаешь, между тем, оставаясь с ним на связи и в отношениях, только уже виртуальных.
    Надеюсь, что вы всё же понимаете, что ваше одиночество весьма условное и, в основном, телесное, физическое. Хорошо, что вас всё устраивает, но а многие, даже явно или в тайне желая вести такой образ жизни, не смогли бы так жить: кому-то нужны поводыри по жизни, кто-то хочет сам быть для других людей значимым. А кто-то не может находиться долго наедине с собой: скучно и страшно.
    Советую вам почитать: Индивидуализм и социализация – проблема жизни личности

  11. Наталья

    17.01.2015 at 13:58

    Спасибо за ответ и совет, Владимир ) У вас довольно интересный сайт и статьи, которые вы пишите.
    Физическая близость как и эмоциональная это то, что отталкивает меня от людей, а всем остальным я довольна и потребляю выданную мне возможность эксперементировать со своими чувствами ) Для меня взаимосвязь людей напоминает устройство мозга и общение людей выглядит как обмен импульсами для дальнейшей жизнедеятельности. Вот с таким отношением я существую в социальной среде. Конечно инстинкты размножения, самосохранения, адаптации и выживания во мне присутствуют, но для меня это всего лишь некий ориентир, в основном я чувствую что не слишком привязана ни к своему телу ни к окружающей среде, но это конечно больше походит на фантазию. Мне нравится выявлять собственное отношение к чему-либо, это неотъемлемая часть моей эмоциональной жизни и видимо этот момент компенсирует желание получать эмоциональные или физические контакты со стороны. Я их конечно получаю, но совершенно иначе отношусь к этому, не так как принято. )

  12. Но, Наталья, Вы должны понимать, что такой образ жизни, а следовательно и такие люди, как вы, — это исключение. Мне, во всяком случае, встречались в жизни только единицы.
    На мой взгляд, это обусловлено тремя причинами:
    1. Привычка так жить.
    2. Притупленный Основной инстинкт.
    3. Духовное развитие выше среднего.

  13. Наталья

    20.01.2015 at 00:17

    Полагаю, привычка образовалась вследствие врождённой или приобретённой в детстве интровертности )) Возможно аутизм ) Я люблю людей, очень, но контактировать не особо хочется, мне больше по нраву наблюдать, оставаясь где-нибудь в сторонке, незамеченной (это важно) ))
    Не знаю, что такое духовное развитие… это развитие эмоций и чувствительности, контролируемых логикой или т.н. разумом? Разум это нечто внешнее или собственная иллюзия? Как вы думаете?)

  14. Наталья, если вам интересно моё мнение, которое, в данном случае, не изложишь в двух словах, то поищите ответ в моих статьях на этом сайте. Делается это просто: в поисковик (вверху, справа) вводите то, что Вас интересует, в виде слова или словосочетания, и нажимаете символ лупы.

Добавить комментарий

Ваш адрес не будет опубликован

*