Последнее обновление статьи: 16.04.2021
Содержание
Жизненный опыт имеют все, но разный, и влияние его на людей не однозначное
Жизненный опыт и житейский опыт, что это такое
Понятие Жизненный опыт, довольно употребляемое словосочетание в обыденном общении людей.
Как правило, мы — все, однозначно, понимаем под ним некую сумму знаний, которую человек накопил в процессе своей жизни.
В отличие, скажем, от теоретических знаний. Которые человек получил, обучаясь по «книгам и учебникам». Даже песенка есть: А я жизнь учил не по учебникам.
Понятие Жизненный опыт граничит с понятием Житейский опыт.
Только жизненный опыт подразумевает наличие некоего теоретического знания, плюс житейский опыт.
А житейский же опыт – это знания, напрямую полученные от жизни, — без теоретической подготовки и обоснования.
Хотя в быту, как правило, мы подразумеваем, говоря о жизненном опыте, что он приобретается во взрослой жизни.
Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Более логично считать, что жизненный опыт складывается всю жизнь человека. Начиная, буквально, с рождения.
Другое дело, что есть различные периоды в жизни человека, которые напрямую связаны с накоплением жизненного опыта.
Периоды приобретения жизненного опыта
Жизненный опыт в детстве и юности
1. Младенчество.
Это первичный жизненный опыт. Который выражается в приобретении простейших жизненных знаний в процессе социализации ребёнка.
Обратите внимание, что уже именно здесь, начинается дифференциация жизненного опыта людей.
2. Детство и молодость.
Период, в котором человек имеет возможность добровольно-принудительно получить «багаж теоретических знаний» о жизни. Параллельно приобретая и жизненный, житейский опыт.
В этот период, формируется мировоззрение человека, как более-менее целостное представление о мире, о себе.
Здесь, собственно, и есть начало того, КАКОЙ и КАК жизненный опыт будет приобретаться в дальнейшем, этим конкретным человеком.
На мой взгляд, здесь, в этом возрасте, формируется база (основные параметры) приобретения жизненного опыта.
Как формируется и накапливается жизненный опыт
Можно выделить такие аспекты накопления знаний — приобретения жизненного опыта:
1) Накопление самых различных, из самых разных областей жизни, теоретических и житейских знаний.
Чем их больше, тем шире кругозор человека – тем объемнее мировоззрение, как внутренний мир человека.
2) Здесь, наиболее важным становится форма мировоззрения.
То есть, в каком виде теоретические и житейские знания «упаковываются» в сознании человека.
Они могут формироваться в мировоззрении как:
— хаотические — бессистемные;
— упорядоченные, но не соответствующие действительности;
— системные, — более-менее соответствующие реальности.
3) Вы видите, что формы формирования мировоззрения составляют логическую цепочку приобретения жизненного опыта.
Вернее, даже, познавательного базиса, на котором он, жизненный опыт, будет в дальнейшем приобретаться. И, соответственно, каким он будет.
Жизненный опыт, как цепочка приобретения знаний
Человек проходит такую цепочку приобретения жизненного опыта:.
Сначала, как разрозненные, неупорядоченные знания. Затем, он как-то упорядочивает их, чаще неправильно.
И, наконец, совокупные теоретические и жизненные знания, дают ему возможность перейти на уровень системных знаний.
Как наиболее верных, — как соответствующих системному миру.
НО, эта цепочка приобретения жизненного опыта, формируется «не у всех и не каждого».
Кто-то остановился на первом звене – с хаосом знаний в голове.
Кто-то дошёл до второй формы – имеет системные знания. Но сама система жизненного опыта выстроена на ложных посылах и основаниях.
А кто-то добирается до высшей ступени: выстраивает в своём сознании каркас в основном верных знаний о мире и о себе.
Которые позволяют ему видеть мир и себя в нём наиболее адекватно относительно действительности.
Жизненный опыт в зрелости и в старости человека
Зрелость.
Период жизни, когда человек продолжает накапливать жизненный опыт. Но со смещением в сторону его использования в своей жизни.
Это период не только наступать на грабли. Но и стараться их обходить стороной, используя свои знания о граблях и о том, что они больно бьют.
Старость.
А здесь уже есть варианты, в зависимости от того, с каким жизненным опытом к ней пришёл человек. Это может быть:
Виды жизненного опыта в старости
1) Мудрость, — когда человек постиг основы бытия.
В его жизни, если что-то и осталось неизведанным, то он постепенно всё более утрачивает к нему интерес, как легко воображаемому, а главное, ПРОГНОЗИРУЕМОМУ событию.
То есть, на основании своего жизненного опыта, он становится, в той или иной степени, пророком.
Как следствие этого: утрата жизненных интересов – своеобразное слияние с миром и с истинным собой в этом мире.
Далее, естественная или болезненная смерть – полное слияние с миром. То есть: из мира пришёл, — в мир и ушёл, как-то преобразив его.
2) Впадение в детство, — когда человек прожил всю свою жизнь, так и не познав, в основе, что такое мир и кто он сам в нём.
Детские мысли и поведение в старости, лишь отражают уровень сознания этого человека.
Который уже не может изображать из себя кого-то. А становится не только внутренне, но и внешне, таким, какой он есть.
3) Вечно молодые. Это такие люди, которые хоть и приобретают к старости некий жизненный опыт.
Но он формировался у них в виде количественного накопления знаний, которые не переходили в новое качество знаний.
То есть, что в ранние периоды жизни, что в старости, такой человек имеет в сознании или хаотичные знания.
Или ложную систему этих знаний, которая не позволяет ему видеть «мир, как он есть».
А значит, как следствие, человек ощущает постоянную новизну этого мира и испытывает к нему детско-юношеский интерес.
Неподдельный интерес, но ведь бывает, что такой человек этот интерес и подделывает, пытаясь изобразить из себя мудреца.
Коим никогда не был и уже и не будет, ибо поздно «мозги ставить на место».
Как приобретать жизненный опыт
Совершенно очевидно, что жизненный опыт имеют все люди. Ибо это продукт их жизни, даже, если они сами к нему «не приложили руки».
Вопрос не в наличии жизненного опыта у того или иного человека, а вопрос в том: А какой он?
Иначе говоря, вопрос стоит так, извините за грубость:
— Прожить ли всю жизнь дураком и умереть им?
— Или, на основании своего жизненного опыта, так изменить свою жизнь, чтобы хотя бы часть её прошла без проблем поиска СВОЕЙ жизни и себя в ней.
То есть, как сделать свой жизненный опыт качественным, обернуть его себе на пользу?
Чтобы не наступать всю жизнь на одни и те же грабли. И, в конце концов, так ими не расшибить себе голову, что она вообще перестанет что-либо соображать?
Советы, как приобретать жизненный опыт
А советы здесь такие:
1. Не «бегать от жизни».
Притом, и в буквальном смысле слова, – не прятаться от жизненных путей, которые нам предлагают люди и обстоятельства жизни.
И в переносном смысле: не прятаться от жизни.
Выстроив некую хитроумную или простенькую систему представлений: Я всё знаю об этой жизни и о своём месте в ней. То есть, я: эдакий «премудрый пескарь».
Или, что тоже не редко, попросту, «спрятав голову в песок»: Я – никто, и меня это (жизненные перипетии) не касается.
2. Самоуверенность, самодовольство, «всезнание» – первые враги и тормоза приобретения хорошего и полезного жизненного опыта.
Если человек не сомневается в правильности своих знаний: мыслей, идей и даже убеждений. То это, извините, не только его тупизм, но и идиотизм.
3. Учиться всегда и во всём.
Именно учиться, а не набивать свою голову знаниями.
То есть, учение – это процесс не накопления знаний, а процесс их укладывания в сознание определённым образом.
Таким, чтобы это сознание было наиболее адекватно реальности.
Иначе говоря, всегда нужно ДУМАТЬ, а не только чувственно проживать свою жизнь.
А тем более, бесполезно и вредно учиться и жить по принципу: в одно ухо влетело… Или: А оно мне надо!?
А каков у вас жизненный опыт, по поводу жизненного опыта?
Дополнительно можно почитать
Жизненный опыт, значение и влияние на жизнь человека
Жизненный успех. Возможности, шансы в жизни есть у каждого
Проблема жизни человека – чувственно-рациональный разум
Что самое главное в жизни человека? Понять себя
Инфантильность, инфант, инфантилизм – взрослые дети
Меня бросила девушка, что делать? Это не смертельно!
Сексуальный опыт женщины – женские сексуальные ошибки
Ошибки в жизни, как исправить ошибку в жизни
Опыт у каждого свой, а вот традиции семьи передаются из поколения в поколение и они бесценны. Дети должны жить в этих традициях, обласканные всеми старшими членами семьи.
А на мой взгляд, традиции — это один из способов стадного, в данном случае, семейного мышления и поведения. И, исходя из своего жизненного опыта, человек САМ должен определять следовать им или нет, а не быть их, изначально, заложником.
К тому же, не все традиции могут иметь позитивное значение в жизни человека и семьи.
К тому же, воспитание детей, подразумевает не только их «обласкивание», но и наказание, в не меньшей степени.
Муж в приступе ревности:
— Ах ты, мерзавка! Ну-ка признавайся! Изменяешь?!
— Ну, когда мне?! Утром — на работу, с работы в магазин, потом бегом домой, всех покорми. Когда?!
— Да это дело пяти минут!
— Ну, это с тобой пять минут!
Экскурсия по средневековому замку, где в камере пыток представлены самые разнообразные приспособления и механизмы для издевательств над человеком. Туристы обращают внимание на самое обычное с виду кольцо и спрашивают у гида о назначении сего предмета.
— О, да! — отвечает им гид, — это инструмент для самой изощренной пытки, который массово используется и по сей день. Это Обручальное Кольцо.
Мужчины, помните! Возвращаясь поздно вечером от любовницы, вы можете иметь практически идеальную легенду, не пахнуть чужими духами, не принести на пиджаке ни единого чужого волоса, мастерски изображать из себя уставшего, голодного, изо всех сил спешившего домой мужа, скучающего по жене. Но куда вы денете счастливую морду только что натрахавшегося вволю кобеля?
Да, уж-ж, очень жизненные анекдоты. Можно сказать, из жизненного опыта семейного населения.
Здравствуйте. Интересная статья, хотелось бы ее использовать для своей работы. Подскажите, пожалуйста, кто автор, чтобы я могла ссылаться на неё. Спасибо
Светлана, извините, но вы не внимательный или не опытный интернет пользователь.
Почему это видно: Вы зашли на сайт в виде блога, где главный администратор, автор в одном лице.
То есть, как в значительном сегменте интернета, сайт принадлежит одному лицу. НО, что значительно реже: Это же лицо является АВТОРОМ контента — статей на этом сайте (их на этом сайте около 870).
То есть, статья моя — Владимира Фесюка — я её автор и юридический владелец.
Я вам разрешаю её использовать.
НО, только при условии ссылки на автора, то есть на меня. (Вы даже не можете себе представить, сколько моих статей, буквально, разворовали — растиражировали в интернете и в печати, без моего разрешения. Буквально, совершив плагиат — присвоив себе авторство.)
Кстати, я статью обновил-отредактировал после вашего комментария.
Владимир , добрый день.
Я, наверное, и то, и другое)
Я подозревала, что Вы и есть автор, т.к. Вы отвечали на все комментарии, но я к сожалению, не нашла точной подписи, поэтому спросила. И да, конечно, я буду ссылаться на Вас, т к статьи без имени не являются научными, а , если бы я хотела присвоить Ваши мысли себе, я бы не задавала такого вопроса))
Похвально уважительное цивилизованное общение автора и читателя!
Ок, Светлана!
Хочу вам заметить, что мои статьи, как и мой сайт, не являются ни наукой, ни источником научных знаний. Во всяком случае, в общепринятых понятиях.
Ибо, во-первых, здесь нет ссылок на «авторитеты» и их труды — мол, типа, смотрите: Не я один так думаю-считаю, а есть ПРИЗНАННЫЕ в научных кругах авторы, которые тоже так считают.
А во-вторых: изначально, я не ставлю себе задачей писать именно научные труды. Не имею ни таких амбиций, ни желания.
Мои статьи, как и весь сайт — не более чем ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ знаний в тех областях жизни, которые анонсированы и в названии сайта, и в его слогане (под шапкой названия).
Откуда эти знания у меня? (Те, что я популяризирую.)
Прежде всего, — это знания, приобретённые мной в процессе обучения (получения образования) и, главное, самообучения, на протяжении моих долгих лет жизни.
Затем, естественно, довольно большой по времени и многообразию, мой жизненный опыт.
Иногда я пользуюсь информацией с самых различных источников, если мне не хватает собственных знаний, но тематика меня интересует. А интересует меня всё, что связано с жизнью, как и большинство людей.
И, добавлю, вот такое своё мнение, по поводу мыслей от вашего комментария:
— А что такое наука, в особенности в области гуманитарных дисциплин? Если посмотреть по сути? И особо «не растекаясь мыслью по древу».
На мой взгляд, это:
— В основе любой науки лежит констатация, как правило, простых истин, которые легко проверяются-подтверждаются опытным путём. Эти знания объедены темой науки, в некую более-менее стройную систему, как и объекты, которые она изучает. На основе, установления, опять же, простых — легко видимых-устанавливаемых причинно-следственных связей.
Это, собственно, на мой взгляд, и есть наука.
Всё остальное — многочисленные труды по науке (в особенности учённые диссертации, книги, и прочее, тому подобное) — это, всего лишь и не более чем:
— Профанация науки — наукоподобные мыслительные химеры — порождение воображения автора-учёного, который ссылается на такие же химеры, порождённые такими же людьми-учёными, как и он сам (или чуть-чуть поумнее или пронырливее — ставшими известными-знаменитыми).
(Эйнштейн — классический пример в подтверждение этого. Или троица классиков марксизма-ленинизма. Ну, или Фрейд. И так во всех науках: Вавилов, и прочие, и прочие.)
То есть, что происходит в научных делах?
Люди излагают свою или чужую ПРАВДУ об объектах исследования. Это в лучшем случае. А, чаще: скрытую или явную ахинею, которая никак не соответствует действительности. Или показывает лишь её «шелуху» — явления, вместо сути.
Ибо истина о действительности, скрыта и очень сложна, а вот правды о ней (то, как представляют-воображают её люди), — сколько угодно.
То есть, настроить всевдонаучных теорий, гипотез, выводов, и прочее, можно сколько угодно.
При этом, якобы опираясь, опять же, на научную теорию познания: системность, причинно-следственные связи, различные логики, и прочее.
Ну, вот, например: 2+2=4 — это наука. А 2+2=5 — это научная химера — казуистика. Но, ведь и то и это можно доказать и обосновать.
А вы говорите: Научные знания…
Лично для меня, наука, научные знания, научный дела — это постоянный поиск истины — постоянное совершенствование своей правды — приближение её к объективной истине.
То есть, наука — это процесс познания, а не мнение: Эврика! Я всё понял-знаю.
Поиск истины через постоянные сомнения, отрицания, разрешение противоречий. Наука — приближение к истине, стремление к этому. А не утверждение своей правды, в виде констант, теорий, доказательств, и прочее.
Ну, вот, собственно, что я как-то пытаюсь делать на своём сайте в своих статьях: стараюсь показывать правду, чтобы кто-то и я сам, на основе этого, пытался докопаться до истины или своей правды. У кого как получится.
Helen, спасибо, что не безучастны к сообщениям о новых комментариях к тем обсуждениям, где Вы когда-то участвовали!
Владимир, добрый день.
Возможно, Вы меня не правильно поняли, возможно, я не так написала. Меня сейчас интересует тема жизненного опыта. Мне понравилась Ваша статья тем, что она рассматривает этот опыт с разных сторон и достаточно глубоко. Если бы мне нужно было научное определение, я бы взяла его из словаря. Но мне понравились Ваши мысли. Однако, для того, чтоб я могла использовать Ваши мысли (как? Подтверждать или опровергать, это сейчас неважно), вот, чтоб я могла с ними как-то работать, у этих мыслей должен быть автор. Поэтому я и спросила, кто он))
Я не имею права в своей работе писать «взято с просторов интернета».
Если честно, я не ожидала, что простая просьба об авторстве вызовет столько эмоций. Я вроде не собиралась никого обманывать.
Если Вы против, или я что-то не так сделала, извините)
А статья, действительно, хорошая. Заставляет задуматься.
Светлана, это вы меня не правильно поняли. Видать от того, что вам не привычно получать такие большие и развёрнутые ответы на свои комментарии в интернете.
А на этом сайте мной так заведено: иногда порассуждать по поводу обращений посетителей.
Имея, кстати, в виду, что комментарии, как и статьи, как правило, читают и будут читать ещё долго, сотни и тысячи людей, которые постепенно заходят на сайт по своим запросам или ссылкам.
То есть, комментарии и ответы на них, — это, по сути, продолжение и дополнение содержимого статьи.
Что касается использования статьи, то я уже вам ответил: Пользуйтесь, как хотите и где хотите.
И, а где и в чём вы усмотрели мои эмоции в ответах вам!? По-моему, там вообще ноль эмоций — одни «трезвые» рассуждения.
Время написания статьи, её автор, как правило, на всех современных сайтах указываются в левом углу, сразу под её заголовком. Безымянные статьи или подписанные где-то не в том месте, как правило, плагиат — копипаст — перепечатка (через «засинение») чужого.
Это, как правило, «сайты» на платформах соц. сетей или иных условно бесплатных ресурсах, где размещают всё, что нашли в интернете и что понравилось — типа папки «В мире интересного».
Светлана, если вы, решили использовать интернет материалы со ссылками на авторов, то вам нужно находить оригиналы. Для этого есть несколько программ по определению плагиата. В общем, это несложно, если знать, как это делается.