Последнее обновление статьи: 28.02.2019
Содержание
Мироздание, представления людей о пространстве и времени
Мироздание: понятия и методологии его познания
Мироздание – одно из древнейших понятий человека, закреплённое за такими словами-терминами: мир, космос, вселенная, пространство-время, и тому подобное.
Ибо человек, с момента формирования своего зачаточного сознания до современных форм мировоззрения, испытывает естественную потребность знать и как-то объяснять:
— что есть реалии вокруг него – что представляет собой мир;
— откуда, это всё – мироздание – мир и человек в нём, взялось;
— каково моё, человека, место в этом мироздании.
На мой взгляд, слово, термин «мироздание» наиболее подходит для понятия громадного мира и себя в нём, в сознании человека.
Ибо на сознательном и подсознательном уровне, это ассоциируется с представлениями человека о мире, как о некоем месте, жилище, доме своего пребывания.
И, более того, в своих размышлениях в попытках понять мир, человек строит картинки и теории именно мироздания, в котором он существует и живёт. Рассматривает мир, как здание, в котором он пребывает.
Каковы эти картинки и теории мироздания?
Они могут быть самыми разнообразными: от плоской земли на трёх китах, до мира, как последствия взрыва протоматерии, и прочее, тому подобное.
Всё зависит и от уровня и количества знания человека и человечества, и от их потребностей и интересов, прежде всего духовных.
Критерий истинности представлений о мироздании
Поэтому, критерий истинности представлений и теорий мироздания, может быть только один: Насколько мироздание, выстроенное в сознании человека, соответствует реальному, его, мироздания, происхождению и бытию.
НО, в отличие от естественнонаучных знаний в отдельных отраслях человеческой жизнедеятельности, таких как физика, химия, биология, и прочие «земные» науки.
Знания о мироздании невозможно ни получить, ни проверить на практике – самом простом и верном критерии истинности человеческих знаний.
Ибо, сколько бы ни пытался человек, например, строя модели атомов или громадные коллайдеры, он не может ни смоделировать мироздание. Ни проверить верность своей теории, опытным путём.
То есть, понять, что такое мироздание, — как оно появилось, и прочие его сущности. Человек может только умозрительно – философствуя – строя абстракции на основе или своих естественнонаучных и бытовых знаний. Или строя химеры из представлений, в своём необузданном воображении.
Иначе говоря, человек, по сути, для построения модели мироздания в своём сознании, может использовать метафизику или диалектику. Как два противоположных метода, способа познания. И как две относительно целостных методологии, как сводов принципов познания.
Нужно почитать: Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни. Ссылка на статью в конце.
Диалектика, как методология познания мироздания
Человек узнал и сформулировал законы, принципы и категории диалектики, из своих естественных и естественнонаучных наблюдений, за происходящим вокруг себя и в себе.
В результате осмысления и утонения этих знаний, часть философов, утверждает, что:
Мироздание в целом, как и известная человеку его область, подчиняется таким свойствам своего существования, в виде всеобщих законов и принципов:
Диалектический закон единства и борьбы противоположностей
Суть его в том, что, всякое сущее в мироздании, во всех своих формах и содержаниях, имеет, противоположные свойства.
Эти противоположности находятся, в виде противоположных свойств самой сущности, в виде противоположных тенденций их развития. И в виде противоположных процессов, ВНУТРИ самой сущности.
Именно эти противоположности, в виде взаимоотрицаний самих себя, и единых, вследствие невозможности существовать друг без друга. Определяют сущность этой вещи или процесса. Которые мы можем наблюдать в виде их качеств, форм и содержаний.
Более этого, без этих противоположностей, сама вещь или процесс, как таковые, невозможны или перестают существовать. Это мы можем наблюдать и на примерах известного нам микромира и, ещё более отчётливо, в макромире.
Но, понимание двуполярности мироздания, в виде противоположностей и противоречий его сущностей, на мой взгляд, нужно распространять и на внешние взаимодействия сущностей. Когда та или иная сущность, выступает противоположностью другой сущности, вступая с ней в отношения и взаимосвязи.
Системность мироздания
Это очень важно понимать, так как это объясняет СИСТЕМНОСТЬ и самого мироздания и всех его составляющих, включая элементы микро и макро мира.
Ибо, очевидно, что самая элементарная частица мироздания, может существовать, только, имея противоречие в самой себе. А для этого противоречия необходимо две противоположных составляющих этой сущности. А это уже образует, как минимум, двух элементную систему.
Так же очевидно, что только в противоречивом взаимодействии с внешним, относительно самой сущности, каким-либо элементом или элементами другой системы, эта сущность может сепарироваться, дифференцироваться и проявить свою сущность.
Например, человек может себя не только осознать, но и проявить, только во взаимодействии с другими людьми, выделив себя среди них. Вступив, этим, в противоречие с ними: Я не такой, как вы – я отличаюсь от вас.
Вывод: Представлять мироздание, более-менее адекватно, невозможно, не понимая противоречивость его самого и противоречивость каждого его элемента, как источников их существования и развития.
Так же, адекватность, как более-менее верная картинка мироздания в сознании человека, невозможна без системного взгляда на мироздание. Ибо само мироздание системно на всех своих уровнях и во всех своих сущностях.
Даже, если мы видим не сами эти сущности, а лишь их проявления-явления перед человеком.
Отрицаемость в развитии мироздания
Закон отрицания отрицанием – открывает человеку проявление сущности в тенденциях её развития. Когда каждое последующее состояние сущности, в процессе её развития, отрицает предыдущее состояние, и само отрицается им.
Понимание этого принципа мироздания, в совокупности с другими законами и принципами диалектики, может позволить нам понять тайны мироздания.
Следует понимать, что, как и предыдущий закон, и вообще все законы и принципы диалектики, закон отрицания отрицанием, — ВСЕОБЩИЙ закон и принцип мироздания.
Иначе говоря, он проявляется во всём мироздании: от процессов внутри элементарных частиц, до глобальных космических процессов. Или от процессов в природе Земли, до процессов в обществе. Или, например, в отношениях мужчины и женщины, в семье, и прочее.
Человеку, на мой взгляд, понимание этого закона, может служить инструментом, посредством которого, он может понять, что такое время.
И заменить, наконец, этим представлением, дикие свои метафизические представления о времени, как о некоем постоянном, вездесущем и неизменном атрибуте пространства.
Количество и качество в мироздании
Всеобщий закон перехода количественных изменений в качественные изменения, и обратно, отражает механизм развития мироздания.
Он, как инструмент познания, показывает нам, что, когда количество чего-либо возрастает или уменьшается настолько, что нарушается мера соотношения количества и качества этой сущности, то изменяется качество этой сущности.
И, наоборот, когда меняется качество сущности, но неизменно меняется и её количество.
Помимо этого, этот закон важен ещё тем, что позволяет нам уяснить такие принципы мироздания, как баланс между сущностями мироздания, в целом, и в отдельных его элементах.
То есть, мы можем понимать, что, пока мера соотношения количественных и качественных параметров, какой-либо сущности, не нарушена, эта сущность остаётся самой собой.
Но, при этом, понимая, что количество и качество сущности, — есть два единых и взаимоотрицаемых свойства этой сущности. Мы можем знать, что процесс развития имеет свойства цикличности, с некой стабильностью в циклах существования.
Например, развитие организма человека, ярко и понятно иллюстрирует это. Как и его духовное развитие, тоже: человек накапливает некие знания, но оставаясь в рамках своих настоящих представлений.
Как вдруг, мера между количеством знаний и их качеством нарушается, и человек кричит: Эврика, я понял! Или: Какой я был дурак, – как я мог этого раньше не понимать! – его знания стали качественно иными, относительно предыдущих знаний.
О необходимости системного взгляда на мир
На мой взгляд, для того, чтобы понять мироздание, как я уже говорил, совершенно необходимо не только иметь СИСТЕМНЫЙ взгляд на мироздание и его составляющие. Но и чётко понимать, что такое система и системность.
Если коротко, то: Система – это любая относительно цельная сущность, которая имеет, как минимум, две своих составляющих – взаимосвязанных элемента.
Всё мироздание является системой с множеством подсистем – своих элементов, которые, в свою очередь, являются системами для других подсистем. То есть, системность мироздания многоуровневая и иерархическая – одни системы подчинены другим, являясь их элементами.
Все элементы в системе находятся в прямых и косвенных отношениях и связях друг с другом. Образуя, этим самым, структуру системы – некую её форму с неким содержанием, присущими этой системе.
НО, нужно понимать, что системный взгляд на мироздание и на её элементы, например, в земной жизни людей, может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Так, метафизик, вполне может «раскладывать по полочкам», тот или иной изучаемый объект, не понимая сущности ни элементов, составляющих эту систему, ни сущности отношений и связей между ними.
Например, метафизик может систематизировать что-то, исходя из значимости элементов в своих научных или человеческих потребностях. Или исходя из их проявлений перед ним.
Например, таблица элементов Менделеева, это классический пример метафизической систематизации. Недаром, эта таблица с таким трудом заполнялась и, по-моему, так и не заполнена до конца.
Ибо за основу систематизации, взяты лишь некоторые параметры химических элементов. Да и то, предполагаемые, а не известные, в качестве даже явлений.
Тогда как, сущность химических элементов и их отношения-взаимосвязи, как одних из элементов-кирпичиков мироздания. А уж, тем более, механизм их появления и развития, остались, вне поля научного метафизического рассмотрения.
О важности понимания значения проявлений несистемности мироздания
Принцип системности мироздания очень важен ещё и тем, что, если его иметь в диалектическом виде. То, мы будем понимать, что, наряду с преобладающей системностью всего мироздания и его многоуровневых подсистем.
Мы имеем и НЕ СИСТЕМНОСТЬ, и мироздания, и в мироздании, — внутри его.
Ибо причинно-следственные связи, которые есть и порождение и сущностное свойство системности, с необходимостью, согласно законам диалектики, должны иметь, буквально, разрывы.
То есть, в мироздании и его элементах, с неизбежность должны существовать и внесистемные процессы. Как происходящие или без причины, или, как причины без следствия.
Иначе говоря, в мироздании должны быть, и есть, не только закономерный порядок и гармония — баланс противоречий систем и подсистем. Но и хаос, спонтанность, как противоположность, закономерностям и системности.
Например, если мы не наблюдаем хаоса в Солнечной системе, то это не обозначает, что всё в ней идёт строго по причинно-следственной цепочке – закономерно.
О перспективах Солнечной системы в мироздании
Хаос, как нарушение причинно-следственных связей и возникновение спонтанности, в процессах существования Солнечной системы, как подсистемы мироздания, постоянно присутствует, как противоположность закономерностям.
Просто, в нынешнем состоянии системы, причинно-следственные связи, в своей совокупности, преобладают над хаотичными явлениями – побеждают их.
И соотношение закономерности — системности и хаоса — бессистемности, в Солнечной системе, не достигло своей меры. Когда количество обрывов причинно-следственных связей, приведёт к полному хаосу в нашей системе, и она обретёт новое качество.
К сожалению, быстрей всего, это новое качество будет совершенно не пригодно для нашего существования в ней.
По-моему, Солнечная система, как и любая система мироздания, исчерпав свой потенциал развития, преобразуется в Чёрную дыру — в Ничто, где и исчезнет. Чтобы тут же начать своё развитие в новом качестве.
Возможно, по тому же сценарию, что и когда-то появилась и развивалась. Конечно, если человек не разовьётся до степени активного вмешательства в систему своего пребывания.
О влиянии несистемности на человека
Или, такой пример: вот, живёт человек, всё у него функционирует «как часы» — он здоров и бодр. Но, вот, внутренние или внешние не системные факторы нарушают эту систему «человек»: человек «ни с того, ни с сего» заболевает, а возможно, и погибает.
Не нужно, голову ломать патологоанатому или врачу: мол, не пил, не курил, зарядку делал, а в чём же причина болезни и гибели?
А причина, как раз в том, притом, как правило, что: в человеке всегда наличествуют, как закономерные, системные изменения его организма. Так и бессистемные, беспричинные и беспоследственные процессы.
То есть, для того, чтобы понять, не только, что такое мироздание, но и наша жизнь и мы в ней, нужно понимать, что:
Во всём мире и в человеке, как его части-элементе, не всё закономерно, как мы, в своём большинстве, привыкли считать. Но и имеют место быть, как и события без причины, так и причины, без следствия.
Мироздание в общепринятых представлениях человека
Если человек решил строить свои умозаключения о том, что такое мироздание. То, ему нужно понять, прежде всего, что его сознание, буквально, ограниченное земным бытием, всё норовит ему создать такие кажимости:
1. Мироздание имеет границы
Ибо человек представляет себе, что мироздание, как и привычный для него бытийный мир, имеет определённое пространство. Которое он привык видеть в трёхмерных объёмах и двухмерных площадях.
Мироздание, в таких представлениях, являет собой супер громадное пространство, с непонятным началом и непонятными границами.
Вернее, даже, представляя, что мироздание бесконечно. И именно эта бесконечность непонятна, ибо служит некой «голой» — бессодержательной абстракцией.
Вроде как, мироздание, как материальные объекты, в виде объёмных вещей и силовых волновых процессов между ними, помещены в неограниченное пространство.
Иначе говоря, мироздание представляется, как космос или вселенная, размещённые в неограниченном по размерам пространстве, в виде некой пустоты.
2. Мироздание имеет время, как некую константу, в которой происходят все пространственные изменения
Поборников такого понимания времени, вовсе не смущает тот факт. Что, при таком понимании времени, они, время оборота Земли и её вращения вокруг Солнца – условных 24 часа и год, распространили на время всего мира, — как время всего мироздания.
Всё это — следствия метафизического мировоззрения человека и метафизического способа познания окружающего мира, включая само мироздание.
Ибо, метафизик, в силу не применения или не знания законов диалектики, так и норовит выдать свои иллюзии и кажимости, которые ему выдаёт чувственное и рациональное сознание, за истину.
Тогда как, истина, на самом деле, для человека, приближается только тогда, когда он отстраняется не только от своего чувственного восприятия действительности. Но и рационального восприятия, построенного на чувственно полученной информации.
О человеческих возможностях понять мироздание
Нельзя, вообще, не только понять, но и осознать реалии жизни, в частности, мироздание, руководствуясь человеческой чувственностью и рациональностью.
Ибо они предназначены очеловечивать мир – делать его не только в реалиях, но и в представлениях о нём, пригодным, понятным и относительно безопасным. Как бы своим, дружелюбным, родственным себе, миром.
То есть, человеческие чувства и разум, так и норовят сделать мироздание своим, буквально, домом. Зданием, где, если он не хозяин, но которое построено для него или под него.
Тогда как, для того, чтобы человеку представить и понять, что такое мироздание. Нужно попытаться использовать свой ум и сознание, не как зашоренные, замусоренные человеческим бытием инструменты и плоды ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО познания.
А как инструменты, при помощи которых, можно не только абстрагироваться от второстепенных и неважных моментов и факторов действительности вокруг. Но и абстрагироваться от собственных, человеческих представлений и построений ума.
То есть, смотреть на мир не как человек, — сквозь призму своих потребностей, желаний и интересов, — не как субъект-человек. А как субъект, имеющий объективный ум – интеллект, и способность осознавать происходящее вокруг.
Или (и) неукоснительно, в своих размышлениях и умозаключениях относительно мироздания, следовать диалектической логике, — использовать законы и принципы диалектики.
Ибо эти законы и принципы, хотя и выведены самим человеком, но отражают не прихоти человека, и основаны не на его метафизических кажимостях. А соответствуют реалиям – миру, как таковому, вне зависимости от разумений и представлений человека.
Мироздание в представлениях диалектика: пространство и время, у каждой его сущности, своё
Как это ни тяжело, но, если мы хотим себе представить мироздание, как таковое, и в частностях, например, нашу родную Солнечную систему. Мы, люди, должны отказаться от привычных, веками, наших метафизических представлении и понятий.
А именно, и прежде всего, уяснить, что: мироздание не имеет ни пространства, ни времени, в тех представлениях, что бытуют в метафизических головах людей.
Ибо, если следовать диалектической логике, то мироздание, в реалиях, если и не имеет точно так, то должно иметь в принципе, такие сущностные свойства и принципы своего существования:
1. Мироздание – это образование, имеющее своими сущностными элементами Что-то и Ничто
При этом, под Что-то следует понимать ВСЕ материальные образования мироздания – вещи и процессы микро и макромира.
А под Ничто, следует понимать АБСОЛЮТНОЕ отсутствие чего-либо – отсутствие материи, как таковой. Всё, что мы можем вообразить и что может быть-существовать. То есть, Ничто – зеро — 0.
Сразу скажу, что, быстрей всего, известные нам Чёрные дыры, это и есть элементы Ничего в мироздании. И, что, Ничто — не есть антиматерия, коя представляется вульгарным – не последовательным и поверхностным, диалектикам.
В целом, мироздание можно, и на мой взгляд, нужно, понимать, как процесс превращения Ничего во Что-то.
2. Мироздание не имеет границ в пространстве
Ибо оно и есть само пространство, в виде своих материальных микро и макро систем. И в виде Ничего – куда это всё исчезает, исчерпав свой потенциал существования – вновь превратившись в Ничто из Чего-то.
Чтобы, далее, это Ничто развилось во Что-то – в новые системы и элементы мироздания.
Во что разовьётся новое Что-то, зависит от того, чем будет взорвано Ничто — какое направление развития и чего, даст Что-то, которое попадёт в перенасыщенное — полное Ничто.
Когда оно больше не сможет становится Ничем, поглощая «отработанную» материю — материальные системы без потенциала быть Чем-то.
3. Формы и содержимое пространства
Пространство мироздания формируется:
— вещественными сущностями, в виде микро и макро систем;
— полями, их, вещественных сущностей, взаимодействия – силовыми волновыми электромагнитными сущностями, в виде объёмных излучений относительно стабильной формы взаимосвязи, типа гравитационных полей;
— линейно-векторными излучениями — сфокусированными лучевыми потоками, типа световых и электромагнитных лучей, в случае естественных или созданных человеком ограничений для полевого излучения;
— объёмными – много векторными, рассеивающимися вещественными и электромагнитными полями, типа световых потоков, радиоактивных потоков и космической пыли;
— главнейший элемент мироздания — это скопления, быстрей всего, с динамичными – изменяющимися формами, Ничего. Как абсолютного Ничто, у которого нет ни пространства, ни времени – НИЧЕГО.
4. Суть процесса развития мироздания
Мироздание и его элементы, в виде микро и макро систем различных форм и содержания, находятся в постоянной динамике развития и перемещений, возникновения и исчезновения.
Если мы, под развитием, понимаем процессы с качественными и количественными изменениями, той или иной сущности. А под перемещением – передвижение относительно других сущностей мироздания, без изменения самой сущности.
А под возникновением, понимаем появление какой-либо сущности мироздания из Ничего, а под исчезновением — превращение её в Ничто.
ВСЕ изменения в мироздании происходят по известным нам законам и принципам диалектики.
Быстрей всего, ни одно разумное существо, во всяком случае, человек, никогда не поймёт и не узнает, откуда взялось мироздание. Что было до его появления, и каковы его истинные границы и предназначение.
Мы в состоянии, и то, на мой взгляд, и взгляд, мыслящих как я, людей, лишь осмысливать и понимать мироздание, как извечную данность. Которая не имеет ни начала, ни конца, ни границ, ни явной цели или целей.
Но, в своих умозаключениях, нужно учитывать, что мироздание, в своём развитии, породило, как минимум, человеческий разум, как свой элемент. А по этому поводу, есть над чем подумать.
Если, конечно, упорно не стоять на метафизическом мировоззрении и не придумывать мироздание, таким, каким хочется и нужно человеку. А изучать его таким, какое оно есть.
Например, не делать мироздание произведением того или иного бога и других высших сил. Или считать, что мироздание — не раскрываемая тайна – знание, не постижимое человеком, и даже вредное для него.
5. Мироздание не имеет единого и постоянного времени
Время в нём существует, как длительность существования любой сущности.
Если эти сущности составляют систему, как например Солнечная система, или организм человека, или атом химического элемента, и прочее. То, каждая сущность, как система, имеет своё время.
Скорость протекания времени определяется скоростью сущностных процессов в этой системе.
Время дискретно – прерывистое, и разное по длительности, относительно времени существования других сущностей. Ибо оно, по сути, не что иное, как скорость перехода сущности из одного состояния в другое, в его бытии.
Взаимодействие сущности с другой сущностью, может, как ускорить её время, так и уменьшить, вследствие стороннего влияния на процессы, определяющие время в самой сущности.
6. Время жизни человека, действительное и в его ощущениях
Например, время человека, как биологического и очень зависимого от мира, поэтому, существа. Не только меняется в течение больших циклов жизни человека, но и, буквально, в течение часа.
Это обусловлено разницей скорости протекание процессов в организме, не только самих по себе, но и под активным влиянием внутренних и внешних связей человека.
И, кстати, человек, если анализирует свои ощущения времени, то легко замечает, что время его жизни меняется, иногда сильно. Можно и постареть за ночь, а можно и оставаться молодым, по сравнению со своими ровесниками, и тому подобное.
Например, время ребёнка-подростка значительно длинней, чем у пожилого человека, в силу различных скоростей обменных процессов в их организмах.
Здесь следует обратить внимание, что, замедление времени человека, при его старении, сжимает, притом буквально, а не только в его ощущениях, его время пребывания во времени на планете и в Солнечной системе.
Большинство пожилых людей замечают, что, с возрастом, время становится, как бы быстрее. А это и соответствует действительности. Ибо время жизни человека своё, но он ощущает его через призму своего бытия в мироздании.
То есть, время в системе остаётся приблизительно одинаковым, на протяжении жизни человека. Но, вот, собственное время человека весьма изменчиво – зависит от сущностных процессов внутри человека и воздействий на них извне.
Ещё раз поясняю: чем медленнее процессы в организме человека, тем медленнее его время, и тем быстрее для него «пролетает» время Солнечной системы. Ибо она сама по себе, со своим временем, а человек сам по себе, со своим временем.
7. Об относительности времени
На этом простом примере легко понят и относительность времени — его величину можно рассматривать только относительно времени другой сущности.
И, обратите внимание, то, что человеку кажется, исходя из относительности времени, медленным или быстрым. На самом деле, это относительно его личного времени и времени системы, в которой он пребывает.
Например, человеку кажется, что процессы в самом мироздании, в космосе, протекают очень долго, а процессы в микромире очень быстро. Но относительно самих этих систем, всё обстоит не так.
То есть, грубо говоря: это не мироздание развивается медленно, а человек быстро живёт. Или: это не элементарные частицы сверхскоростные, а это мы очень долго их наблюдаем в своём времени.
8. Время в мироздании дискретно, непостоянно и относительно
Время в мироздании дискретно, непостоянно и относительно – у каждой сущности мироздания, своё.
Человек, исходя из своих бытийных ощущений и удобства таких представлений, давным-давно вообразил, что, время — это некая непрерывная константа. В которой протекает существование не только его самого, но и всего мироздания.
В самом деле, человеку замечательно понимать и использовать время Солнечной системы. Сутки – от восхода до следующего восхода, год – от одного солнцестояния до другого, и так далее.
Так же удобно, разделить сутки на часы, часы на минуты и секунды, а год на месяцы и сезоны. И вообще, всё исчислять длительностями оборотов Земли и Солнца, включая и свою жизнь, и историю общества, и прочее.
Такое представление времени, было и есть настолько сильно в бытийном сознании, да и в учёном мире, что практически не подвергается сомнению. Время – это атрибут пространства – оно постоянно, и везде одинаково.
Но это чисто метафизическое представление о времени и его месте в мироздании, которое не выдерживает никакой критики. Хотя бы из уст ребёнка: Как существует постоянное время, если его нет в будущем, ни в прошлом. А оно есть, только здесь и сейчас?
Ибо получается, что, если время атрибут пространства, то и пространство может быть только здесь и сейчас, постоянно исчезая в прошлом и отсутствуя в будущем.
Хорошо, если это элементы микромира, а если это макромир? Дико, страшно и глупо представлять и космические объекты, и даже предметы окружающего человека быта. А, тем более, мироздание, постоянно мельтешащими в переходах из прошлого в настоящее и в будущее.
Вслед за, так представляемым в метафизике временем: время постоянно перетекает, вместе с пространством, из прошлого в здесь и сейчас – в настоящее, а далее актуализируется в будущем.
При этом метафизики, математически выводят колоссальную скорость времени, – где-то равную скорости внутриатомных процессов. А потом, не сомневаясь в своей правоте, экстраполируют ТАКОЕ время на процессы во всём мироздании, и на Земле, прежде всего.
Как это укладывается в метафизическом сознании? – только, если оно игнорирует очевидные факты.
9. Время, как сущность, факты и комментарии
На самом же деле, на примере нашей Солнечной системы, время имеет такие соотношения и связи между собственными временами её сущностей и временем самой системы:
— Солнечная система имеет своё время, относительно всего мироздания и других её систем и подсистем. Это время задаётся сущностными процессами самой системы и различными внешними влияниями на неё.
— Каждая подсистема Солнечной системы имеет собственное время своего существования. Время, которое определяется и собственными сущностными процессами, и влиянием процессов в Солнечной системе, и в её других элементах. В том числе, и временем их существования.
Но, несмотря на это, часто значительное, влияние внешних факторов на собственное время любой сущности. Она имеет его как сущностное своё свойство.
То есть, нет времени сущности – нет процессов определяющих её – нет самой сущности – вещи или процесса, в мироздании или любом её элементе.
Иначе говоря: КАЖДАЯ сущность мироздания – каждое её пространственное образование, начиная от элементарной частицы и включая само мироздание, имеют СВОЁ время. За исключением полей взаимодействия, между вещественными пространственными образованиями мироздания и его подсистем.
Например, гравитационные поля, между Солнцем и планетами его системы, не обладают своим временем. Ибо поля, по своей сути, это не самостоятельные пространственные образования. А лишь внешние свойства масс пространства взаимодействовать между собой.
То есть, время существования поля, равно времени пространственного образования, его порождающего.
— Нет никакой проблемы в понимании взаимодействия времён сущностей мироздания между собой. Типа: А как, одновременно, могут быть различные сущности в единой системе, если у них разное время?
Ибо они, так зримо для человека, и существуют: появляясь и исчезая в системе, СОГЛАСНО своему собственному времени. Например, в нашей Солнечной системе.
А исчезнет, исчерпав свой потенциал развития, сама система, — исчезнет и её время, вместе со всеми подсистемами и их элементами, включая их времена, превратившись в Ничто. Чтобы вновь возродиться в Чём-то.
10. Почему время дискретно
Время дискретно и непостоянно, потому что оно отражает дискретный и не постоянный процесс развития любой сущности мироздания.
В самом деле, если мы правильно понимаем процесс развития – согласно законам диалектики: закону перехода количественных изменений в качественные и закону отрицания отрицанием, то понимаем, что развитие:
— это дискретный и неравномерный процесс перехода сущности из одного своего состояния в другое.
Именно этот процесс переходов, состоящих из циклов накопления количественных параметров и скачкообразных переходов к новым качествам сущности – процесс отрицания предыдущего состояния новым, собственно, и есть время.
И вообще, дамы и господа метафизики, неужели так тяжело понять, что время не может болтаться в мироздании, как некая самостоятельная сущность-субстанция?
И что, раз уж вы додумались привязать время к пространству, введя даже термин «пространство-время».
То, неужели, даже в пространстве, понимаемом метафизически. То есть, так или иначе, дифференцированном-разделённом, время может быть, как единая константа для всего РАЗНОГО пространства? А всё мироздание протекать в одночасье?
Ну, конечно же, нет, что я, собственно, и попытался показать в этой статье.
Ещё статьи по этой тематике
Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни
Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее
Жизнь человека, как частный случай и элемент мира
Пространство и время – явления, фантазии и сущности
Пространство, время, движение – поиски истины
Человеческая глупость и умность, их критерии и закономерности
Жить здесь и сейчас – жизнь, как причинно-следственное событие
Сознание и информация. Чему и как учиться в жизни?
Осознание жизни. Некоторые общие — философские аспекты
Сознание, как система понятий человека
Адекватность сознания – свойство жизни и психики
Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба
Владимир, Вы лучше меня знаете положение дел в философии: есть официальная философия — учения философов, которые имеют поддержку в официальных кругах, звания, широкие публикации, учебники и учеников, авторитет, и прочие блага.
Но, понятно, что это вовсе не говорит об истинности их знаний и теорий. Более того, никому это, извините, нахрен не нужно, эти идеологические сказки и плагиат и бредни, возомнивших себя и о себе.
Есть люди увлекающиеся философией, которые, тоже, такого накручивают по философским вопросам: от явных сказок, до бреда душевнобольного.
Есть «журналюги», которые, вместе с некоторыми учёными популистами запускают философские утки, на потребу интересов обывателя, в том числе, о мироздании, космосе и прочем. Что, естественно, находит живейший отклик, типа: Как, в следующем году, будет светопреставление? Или: оказывается, что от нас долго скрывали, что есть две Луны, или две Земли, а мир плоский и параллельный, и миров насчитывается несколько сотен, и тому подобное.
Ваши, Владимир, философские статьи, хотя часто не легки в понимании и не всегда воспринимаются без сомнения, но чувствуется, что эти рассуждения без официоза, популизма и конъюнктуры. Чувствуется, что вы сами хотите разобраться в этих поднимаемых философских вопросах и поделиться своими представлениями и умозаключениями со своими читателями.
Мне трудно судить и оценивать ценность вашего философского учения, да и вряд ли кто-то сможет это сделать объективно.
Но скажу одно: Мне Ваша философия более-менее понятна, и она, как бы ложится мне в голову и интересна. И вашим представлениям и выводам хочется верить, потому что понимаешь, что быстрей всего так оно и есть в реальности.
Никита, несмотря на своё, в общем-то, официальное философское образование и достаточный опыт работы в качестве оного, я совершенно согласен с Вашими суждениями о положении дел в философии. У меня есть статья об этом: Что такое философия? Идеология, субъективные бредни и поиски истины
Как я сам оцениваю свои философские рассуждения, которые, в принципе, Вы правы, хоть и с натяжкой, можно назвать учением?
На мой взгляд, ничего принципиально нового я не открыл: в своих философских построениях, в том числе и о мироздании, я лишь последовательно следую диалектике, и как способу познания, и как законам и принципам всего сущего в мироздании.
А эти законы диалектики, были известны ещё древним людям, и сформулированы древними, первыми философами. А потом, лишь, многократно плагиатились, трактовались и перевирались.
Вот такая простая философская, научная и житейская логика: Если есть ВСЕОБЩИЕ законы жизни и всего нашего мироздания, то нужно, просто, их знать, и, в своих исследованиях, в познании, в рассуждениях и в умозаключениях, безукоснительно, строго и последовательно им следовать.
Грубо говоря: Соблюдайте законы бытия, граждане, а не придумывайте что-то, во имя чего-то, или исходя из своей тупости и незнания.
И, тогда, где-то, как-то, можно приблизиться к истине, как соответствию содержания своей головы — сознания, тому, что есть в действительности.
Но, Владимир, проблема как раз в том, что следовать этим диалектическим законам и принципам, простым и понятным, например, в Вашем изложении, не так-то просто и легко. Даже у учёных, философов не получается, а не говоря об обывателях. То есть, знать и понимать, не всегда уметь применить.
Никита, а никто и не говорит, что познать мироздание или, даже отдельные его системы и области, легко и просто. Такого, в принципе и априори, не может быть.
Ибо, по сути, если смотреть по философски: мироздание, своим порождением — человеческим сознанием, должно осмыслить самое себя. Это типа, как требовать от собаки, чтобы она рассказала о своей жизни: настолько разум человека несовершенен, и мироздание сложно.
НО, ведь мы не просто хотим или не хотим этого, а мы, если мы люди, должны постигнуть хотя бы основы своего мироздания. Хотя бы ради самих себя же, и, чтобы выполнить возможную миссию, возложенную на нас, как на, возможно, единственный разум в мироздании.
Насколько я понимаю, вслед за Вами, человек — это усовершенствованная обезьяна, которая научилась строить жильё, производить еду и множество «игрушек» для того, чтобы облегчить себе жизнь и получать, как правило, животное удовольствие, от удовлетворения своих животных потребностей.
А духовность человека: в рамках осмысления своей полуживотной жизни, а не в постижении истин мироздания. Он, эти истины, склонен, просто замещать сказками и своим необузданным, правильнее сказать, больным или полубольным, воображением.
Ну, да, в общем, где-то так. Но я думаю, так же, что, если бы наметился прогресс в жизни людей, не техногенный, а именно духовный прогресс, то, уже через пару поколений, люди смогли бы достигнуть высот в своей человечности. В том числе, и в познании мироздания.
Но, начало этого прогресса, мною не просматривается, в ближайшей перспективе. Наверное, людям нужна капитальная встряска, чтобы стать людьми. НО, опять же, из истории видно, что эти встряски заканчиваются деградацией человека и общества, а не прогрессом.
Например, уверен, что человечество сделало громадный скачок назад, с уничтожением социализма — СССР. Хотя бы тем, что сделало мир безальтернативным, в плане экономики и идеологии.
Спасибо, Никита, за беседу, всего доброго!
Вам спасибо за Ваши статьи и ответы! Всего Вам наилучшего, и здоровья!
Мне понравилась статья , одну фразу, извините, у Вас позаимствовала,о «Мироздание не имеет границ в пространстве» очень хорошо описано у Канта, по сути он основоположник.
Людмила, вот что меня напрягает в этих глобальных философских вопросах, в частности о пространстве-времени:
Так как люди не имеют ни доказательной, ни фактологической базы, то здесь можно говорить и действительно умно-правильные вещи, и откровенную бредятину — плоды воспалённого сознания.
Ибо ни то, ни другое, не может быть принято за объективность — за истину. За отсутствием доказательств и фактов.
А ссылаться на какие-то признанные или непризнанные авторитеты, как у нас было и есть заведено, это тоже как-то не научно.
Вон, Маркса, Энгельса, Ленина сколько лет держали в неприкасаемых непререкаемых идолах. И где это всё?
Я уж не говорю о воровстве и откровенном плагиате поголовно ВСЕХ и у всех признанных классиков философии.
Владимир, сразу оговорюсь,я во многом сторонник Николая Козырева. Я всегда пишу, что мы ничего не знаем о Пространстве, ведь многие полагают , что Пространство это пустой»сосуд» куда всё поместили,хотя никто не говорит, а как же возникло Пространство? даже опираясь на пресловутый Большой Взрыв, что после взрыва появилось Пространство и Время , но это разве не абсурдный нонсенс.Я не считаю Пространство Пустотой и Время просто временем.
Я очень признаю Плотина и ,уж, у него точно никто не скопировал, а так согласна с Вами.
Ленина тоже уважаю!
Людмила, я философ по образованию, но никогда не слышал ни о Козыреве, ни о Плотине (может Платоне?)
Как нам говорил преподаватель на предмете «Философские труды Ленина»: Разве Ленин философ? Вы сами посмотрите.
А это было ещё при Союзе.
Я «философские труды» Ленина читал. В лучшем случае, это конспекты других философов и ноль оригинальных мыслей.
У меня есть кой-какие мысли о пространстве и времени. Не вижу необходимости, запроса на их популяризацию. Сопрут-присвоят, как обычно водится, а дальше что? Кто будет строить систему умозрения и так дальше?
Плотин античный философ, признавал Единое из которого изливается всё. Поэтому неудивительно , что его не преподавали, да при своей жизни ,он не распространял особо свои труды, только после смерти его учеником Порфирием было издано, что он запомнил со слов. Всё что написано о Плотине в Вики не совсем точно,он никогда не стремился что то опубликовать , был очень необщительный и не хотел иметь никаких учеников, а тем более приводить в систему чьи то учения.Он был сам по себе.
Я закончила Политехнический и там тоже не говорили о Эйнштейне и его Теории Относительности,даже вскользь.Мне нравится у Плотина идея Единого и его самостоятельность, которая просматривается и в Вашей статье. И Ваша фраза «процесс отрицания предыдущего состояния новым, собственно, и есть время», то есть, для моего понимания, переход от прошлого к будущему.
А, вот,Ваше «То есть, время существования поля, равно времени пространственного образования, его порождающего» , то есть с возникновением пространства возникает и Время , но судя по первой фразе Время отрицает предыдущее состояние уже находясь в своём каком то Пространстве , оно может изменить поле , то есть предыдущее состояние , но не создать новое пространство , что то туманно написала, но надеюсь поймёте. Немного , по моему, противоречащие фразы.
Николай Козырев астрофизик.Сидел в советских лагерях.Кстати , многое за критику Энгельса.После реабилитации возглавлял Пулковскую Обсерваторию.Разработал Теорию Времени, в которой говорил, что Время величина, которая имеет направление и энергию.Но наш «Академики» во Власти ,обвинили его в лже научности , по всякому «гнобили»(извините за это выражение),в итоге уволили, разгромили его лабораторию, все его труды исчезли,умер от инфаркта(думаю подстроили) . Слишком учёных не любят, а тем более гениев -учёных.
Извините, если хотите и дальше общаться, но поймёте каких я взглядов , может и не захочете. Всего Вам Хорошего!
Людмила, извините, но если хотите честности с моей стороны, то у вас некий винегрет в этих вопросах.
Например, как можно серьёзно даже рассматривать такое: «Время величина, которая имеет направление и энергию».
Это смесь детских наблюдений и возбуждённого воображения. Какая энергия у времени!?
Время — это атрибут любого сущего, как отражение его процесса перехода из одного состояния в другое. То есть, время — это длительность процесса жизни любой сущности.
Есть нечто сущее, есть и время событийности (жизни) этого сущего.
Люди, в том числе и философы, заблуждаются в понимании и определениях времени, не умея оторваться от чисто бытийного восприятия времени, при котором и по которому они, в основном, живут: Время вращения Земли вокруг Солнца.
Хотя, на самом деле, времён такое же множество, сколько и сущностей в мироздании. Включая и каждого человека: у каждого своё время.
Эйнштейн же, на взгляд многих учённых людей (и меня тоже), — жуликоватый малый, который сыграл на играх в парадоксы. Как и З.Фрейд, например, прославился в психологии, неся откровенную бредятину.
Недалёким, безграмотным людям нравится всякий бред вместо истин. По понятным причинам.