28.03.2024

Самосознание, его значение, формирование, развитие и формы

Последнее обновление статьи: 14.02.2019

Самосознание личности - Я или Мы. Формирование, развитие самосознания

Самосознание личности — Я или Мы. Формирование, развитие самосознания

Формирование и развитие самосознания личности

Первое «Я» произнесенное ребёнком в 2-3 года, свидетельствует о том, что в его сознании образовалось самосознание личности.

Он начал воспринимать себя как некое, пока расплывчатое в его сознании, существо, ОТЛИЧНОЕ от всего окружающего.

Существо, которое живёт, теперь, своей жизнью — своими желаниями, потребностями.

И которое НЕ ЕСТЬ тоже самое ЧТО его окружает. Он сам по себе — он стал СУБЪЕКТОМ отношений с людьми и вещами вокруг него.

Что же происходит дальше с этим «Я» — самосознанием личности?

Кроме естественной кристаллизации, расширения, усложнения, как следствий его, ребёнка, быстрого развития.

Самосознание личности — Я или Мы

Вот смотрите, что происходит в процессе социализации (очеловечивания) ребёнка и, далее, уже и взрослого человека.

Социум, в лице родителей, воспитателей, ровесников, и так далее — всех тех, с кем сталкивается ребёнок.

Начинает не только делать ребёнка человеком, прививая ему знания и навыки человека, и обеспечивая ему человеческие условия существования.

НО И ВЫТРАВЛИВАТЬ из него его «Я», его самосознание личности.

Как, почему, зачем?

А потому что это заложено в самой методике социализации: показать (чаще указать) человеку, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ТАКИМ, КАК И ВСЕ ЛЮДИ.

А, так как, «все люди» — это его ближайшее окружение, то ребёнку прививается не то, что ты человек вообще. А, что ты — такой как мы, — которые вокруг тебя.

Как происходит замена самосознания личности на самосознание общности людей

То есть, происходит вымещение не успевшего ещё и сформироваться «Я» самосознания личности в сознании ребёнка, и замена его на «МЫ».

То есть, замена самоосознания личности на групповое самоосознание.

«Я» на «Мы», или на «Ме», как я его называю. Уж извините, но других ассоциаций, самосознание личности, наделённой групповым самосознанием, у меня не вызывает.

Скажу более: Человек, из которого выдавили с детства его «Я» и заменили его на «Мы», не является дальше самодостаточной и самостоятельной личностью.

Ибо, нося на себе личину, которую на него одели, и идентифицируя себя с этой личиной — будучи ТАКОЙ личностью.

Он является ничем иным, как зомби, управляемым по жизни этим групповым самосознанием.

И это, кстати, не вышибешь из него НИЧЕМ. Ибо, это является его самосознанием — его сущностным свойством.

А переделать самосознание личности — это сделать человека СОВЕРШЕННО иным.

И сделать это может ТОЛЬКО сам человек. Но где же и как ему переделать самосознание личности своей, — слабому духом, умом и телом?

Тем более, как правило, социум, который его таким сделал, держит его при себе мёртвой хваткой. И в прямом, и в переносном смысле.

Самосознание личности. О важности Я, а не Мы

Вот, мы, по жизни, всё опечалены тем, «что такое не везёт и как с ним бороться».

В большинстве случаев, рано или поздно, понимая, что всё наше невезение сводится к тому, что мы наделали и делаем в своей жизни ошибки.

Которые, в основном, сводятся к тому, что не с теми и не тогда, и не так вступили в отношения.

А не является ли причиной всех наших бед наше «Я» — самосознание личности, то есть мы сами? Риторический вопрос.

А, теперь, поднимите руку, кто считает, что в его самосознание личности, помимо его желания и, даже, участия в этом. В своё время, не напихали и продолжают пихать то, что нам СОВЕРШЕННО не нужно.

И что сделало нас людьми, которые делают не свои, а, по сути, чужие ошибки.

Ошибки тех людей, которые заменили наше «Я» своим «Мы».

Кто руку не поднял, поздравляю, — ваше «Мы» находится на месте.

И, самое главное, вам сказочно повезло, что вы находитесь с ним именно в том окружении, которое сформировало его. От всей души: дальнейшего вам счастья и процветания.

Или, вы тот человек, возможно, который, искренне и не сомневаясь, считает, что обладает своим «Я».

Тогда как, на самом деле, его «Я», давно и безнадёжно, заменено на «Мы». Остаётся посочувствовать им.

Самосознание личности. Как сохранить своё Я

А что остаётся делать другим, тем, кто ведёт вечную борьбу за право быть самим собой — иметь своё самосознание личности.

Кто, если и нацеплял группового самосознания. Но понимает его природу, и старается не допустить его в вотчину своего «Я»?

Что делать тем, кто, по разным причинам, оказался НЕ В СВОЁМ ближайшем социуме — связал свою жизнь не с теми людьми.

Например, женился (вышла замуж) не на той и не за того?

Что делать, если «Я» вашего мужа или жены, на поверку оказалось «Мы» его воспитателей и людей, в среде которых он вырос? И оно вас совершенно не устраивает.

А НИЧЕГО ТУТ НЕ СДЕЛАЕШЬ!

Самосознание личности формируется и закрывается для внешних ЧУЖДЫХ ему влияний к 15-18 годам.

То есть, те, кто его воспитывал и делал таким, ещё имеют доступ к его самосознанию, так как они являются его неотъемлемой частью.

А вы, если не являетесь ТАКИМ, КАК ОНИ, этого доступа лишены. Вы в этих отношениях выступаете не субъектом, о объектом, в отличии от первых.

Ваш муж, или жена, например, будет, даже, вам утверждать, что он не хочет жить так, как жили его родители и ему завещали.

И что он их вовсе не слушает, а сам решает.

НО, если его самосознание личности, пусть, даже, помимо его воли, является отрыжкой их «Мы». То, извините, он и будет по жизни этим «Мы» — таким, как они.

Более того, рано или поздно, даже, если ранее человек отвергал это влияние на себя этого группового самосознания. Например, родителей, друзей или конкретного человека.

То, наступит момент истины, когда человек полностью себя идентифицирует, как их продолжение. И открыто станет носителем их «Я», как своего.

Заявляя, например: Моим родителям золотой памятник нужно поставить, а ты — никто! Или: Я тебя, вот, дура, слушала, а они абсолютно правы…

Резюме: Самосознание личности. Я и Мы — две формы самосознания

1. Бойтесь людей безликих. Ибо, за их безликостью скрывается человек, который обладает не своим «Я» в самосознании. А носит чьё-то «Мы», которое он до поры может вам и не показывать.

Он будет это делать или умышленно, если ему от вас что-то надо.

Или от того, что вы для него предстали человеком из другого мира (что есть на самом деле, в начале, пока он вас «не понял»).

Или, тупо, будет представляться, ПОКА, вашим зеркалом, питая ваши иллюзии, что он такой, как и вы.

2. Если же вас угораздило, что обычное явление, связать свою жизнь с человеком, который не является самостоятельным и самодостаточным, — не является субъектом своей жизни.

То, если вас это не устраивает, бегите от него как можно дальше. Конечно, если есть малейшая возможность.

Ибо жить вы будете не с ним, а с целой группой людей, которые сидят в его голове, в его самосознании. И заставляют его быть «Мы», а не «Я».

И которые им руководили, и будут руководить далее, в своих интересах.

Которые, как правило, с вашими (да и, что смешно и горько, и его тоже) совершенно не совпадают.

А если бежать некуда, то смиритесь, отстранитесь от этого человека, на сколько это возможно.

И находите своё утешение в том, что вы не они и не он (она).

И в том, что, возможно, если вы постараетесь, ваши дети (если есть) вырастут такими как вы, и даже лучше, а не они, .

Ну, это, как всегда, мои мысли. А что думаете вы, дамы и господа: Как соотносится Я и Мы в самосознании личности?

Да и вообще, самосознание личности — что это такое, по вашему?

Ещё статьи по этой тематике

Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей

Массовое сознание и развитие самосознания личности

Комплекс неполноценности и жлобство в отношениях с людьми

Агрессия человека – явная и скрытая агрессивность людей

Самоутверждение личности в отношениях — самосохранение и самооправдание

Самоутверждение и самодостаточность в отношениях людей

Амбиции – я себе и вам покажу, докажу, кто есть я

Самосознание личности и её маски. Жизнь, как маскарад

Комплекс неполноценности – защита самосознания личности

Самодостаточность сознания. Свобода выбора своей жизни

Плохой и хороший человек, их свойства и признаки

Рефлексия и разумность, как способы жизни человека

7 комментариев для “Самосознание, его значение, формирование, развитие и формы

  1. Ну что я могу думать, все правильно. Но учитывая, что основная и бОльшая масса людей как раз подвержены влиянию социума и мало отличается индивидуальностью, соответственно, человек с явно выраженной самодостаточностью, оригинальным суждением, выглядит не просто «белой вороной», а вызывает подозрения у психиатров. Редкие дети и их родители выдерживают натиск «доброжелателей», а тем более недругов, с целью привести ребенка в «чувство». При этом начинается все достаточно невинно, с привития простых общепринятых норм поведения (в коллективе,за столом, в одежде и т.д.), далее все это приобретает характер навязывания, затем осуждения, ну и заканчивается порой полным отторжением общества таких «странных и трудновоспитуемых.Единицы лишь сохраняют свое «Я».Наше поколение прекрасно помнят свое пионерское детство, комсомольскую юность, извращенные понятия которого мы впитали и передали нашим детям. Одна лишь надежда, что наши не внуки даже, скорее правнуки и пра-пра…может еще как- то изменят свое отношение к себе, к окружающим и к действительности вообще. А сейчас, увы, можно только рассуждать.

  2. Разговор идёт не о выпячивании своего Я, не о противопоставлении его групповому, стадному мышлению, хотя это неизбежно и имеет место быть, как следствие наличия этого Я.
    Нивелировка личности, замена оригинала, штучного продукта, массовым ширпотребом — вот, что печально. И не само по себе, — жить среди совершенно предсказуемых людей, возможно, не так уж плохо.
    Проблема то ведь видится в чём: нивелирование это, по сути, — оболвание человека, лишение его способности к самостоятельному мышлению. Вместо этого, в его голову напихиваются ГОТОВЫЕ рецепты на все случаи жизни и примитивнейшие алгоритмы рефлексии на всё и всех. Человек лишается и воли и свободы выбора, ибо, у него в сознании нет альтернатив и сомнения.
    Более того, по сути, он хоть и может воспринимать сам себя как самость, как «Я», но, на самом деле, является штамповкой группового самосознания — марионеткой интересов группы, её ценностей и т.д., ибо вне её, вне её самосознания, без него, личного самосознания и нет как такового — оно заменено групповым.
    Но, не всё так безнадёжно в датском королевстве, как Вам представляется, Ксана. По-моему. Хотя и радоваться нечему.

  3. «Не отвори себе кумира», — сказано в Библии. То есть, надо жить своим умом, быть самим собой, лишь имея ввиду опыт других, в т.ч. родителей. Личность самодостаточна всегда и лишь иногда попадает под влияние кого-то. Но и это небезнадежно.

  4. Я не так оптимистичен, как Вы: по моему, наоборот, люди ОЧЕНЬ часто попадают под внешнее, чужое влияние, и вывести их из под него весьма затруднительно, чаще, просто невозможно.

  5. Владимир ,просто хочу Вам выразить благодарность за сайт . Для меня вы открываете многие неизвестные темы и темы , которые я искала , но не находила чёткого описания . Вы знаете , что я ищу ответы на многие вопросы в своей жизни , чтобы придти к определённым выводам и возможно действиям . Если честно я очень многое и долго обдумываю , может это связано отсутствием знаний или неуверенностью , но в какой -то момент решение приходит . Ваши ответы я читаю и обдумываю , и безмерно вам благодарна за терпение .

  6. Владимир , а может ли человек сам определить , что я это Я , а не МЫ? И как себя вести родителям с детьми , чтобы не сами родители , ни сад и школа , не вытравили из него его «Я»?

  7. Ольга, наше с вами общение на страницах моего сайта, как я уже вам говорил, — взаимовыгодный, если так можно выразиться, процесс.
    Ибо, очевидно, что только при общении с другими людьми, у человека актуализируется тот потенциал разумности и человечности, что у него имеется. Притом, чем более разумное и человечное общение, тем более оно продуктивно.

    Что касательно сознания и самосознания, то здесь могу дополнить следующее:
    — Ни сознание, ни самосознание не имеют строго заданных параметров.
    То есть, в зависимости от внутренних и внешних факторов — от состояния человека и воздействия в отношениях на него других людей, бывают так называемые пограничные состояния — нестабильность психики. А значит, и сознания и самосознания.
    Иначе говоря, бывают крайности: Самый оригинал — с неповторимым «Я», может стать, уподобиться стадному (или не стадному) животному. Или, наоборот, самый очевидный представитель стадно-группового мышления, в какой-то ситуации может проявить чудеса уникальности.
    Но это всё бывает в виде исключений — типа, «и на старуху бывает проруха».
    А как закон: если сознание человека в форме общественного группового — с самосознанием «Мы», то это с рождения и до конца.
    То есть, он может, как артист, иногда изображать из себя индивидуальную личность со своим «Я». Это своего рода эффект приспособленчества, чтобы не быть «серой мышкой».
    Но, реально и по факту, рождённый быть «таким, как все» — никогда другим не станет. Ибо он попросту не обладает такими свойствами и, главное, такой потребностью: «Быть не таким, как все, а быть самим по себе».
    У индивидуала ситуация немного другая. Ибо у него постоянно и повсеместно есть не только соблазн слиться с толпой. Но и есть мощное давление этой толпы с требованием быть как они. И это, начиная, буквально, с детского сада.
    Есть ещё одна сложность: как правило, человеку трудно, часто вообще невозможно определиться с тем: Кто я?
    То есть, самосознание у большинства людей весьма расплывчато. Хотя они самоуверенно считают: Я — это «Я»! Хотя, на самом деле, находятся на примитивном уровне животно-группового сознания и самосознания — «Мы».
    Притом что: у не развитого сознания отсутствует критичность и самокритичность восприятия действительности. Поэтому жить с самосознанием «Мы» запросто получается у людей уже десятки тысяч лет — от пещерных до современных людей.
    То есть, выдерни его из привычной общности — из круга его «Мы», и человек будет жалким зрелищем.
    Кстати: люди с самосознанием «Я» всегда и везде, были и есть, — изгои, если они вынуждены жить как все.
    И, наоборот, становились авторитетами, вожаками, если судьба позволяла им выделиться на какие-то социально значимые позиции.

    Резюме:
    Человек с «Я» — всегда стремиться оставаться самим собой и решать свою судьбу сам, насколько это возможно.
    А человек с «Мы» — всегда существует в рамках того сообщества, к которому он волею судеб прибился.
    Что важно: Люди с «Мы» — всегда, если не подчиняются, то зависят от людей с «Я».
    Только, ведь, есть бараны, которые ведут стадо на сочные луга. А есть бараны-провокаторы — которые ведут своё стадо на убой.
    Как это ни странно, но вести на луга — к хорошей жизни, значительно тяжелей, часто невозможно, чем завернуть стадо на убой.
    Почему? Почему людей невозможно заставить жить счастливо и хорошо?
    А, как раз, потому, что они, в большинстве своём, обладают стадным сознанием, в котором, как доминанта, главенствует мысль: Пусть будет всё как есть, и я буду таким как все, — вместе со всеми. И как бы что не случилось — неизвестно как ещё будет.
    Но вот бежать толпой за бараном-провокатором, — это всегда пожалуйста, — тут думать не нужно — беги и беги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Top