Последнее обновление статьи: 24.12.2017
Содержание
Человеческая глупость и умность – их критерии и закономерности
Продолжение, начало темы, смотрите: Законы глупости по Карло Чиполла, так ли они умны? (Ссылка на эту статью в конце.)
Глупости людей – человеческая глупость, как свойство ума человека
О человеческой глупости – глупости людей, как и о человеческом уме – их умности, можно говорить бесконечно – всё это мы наблюдаем, в большом и малом, сплошь и рядом.
Не будет новостью, если сказать, что человеческая глупость проявляется не только в наших бытовых рассуждениях и представлениях о ней самой, но и в теоретических потугах некоторых социологов-психологов объяснить, что такое глупость людей.
Например, в предыдущей статье рассматривается нашумевший в интернете труд итальянского учёного Карло Чиполла «5 законов глупости».
Делают они, учёные, это, очевидно, считая, что они-то, сами-то, умные в своих рассуждения вообще, и о глупости людей, в частности.
Ах, метафизика, метафизика – всё-то мы стараемся видеть попроще, но позапутаннее, примитивно, – не видя ни связей, ни причин, ни отношений вещей и явлений, но выдумывая то, чего в реальности никогда не было, нет и не будет.
Вот, кстати, в этом, по сути и в принципе, и есть человеческая глупость. А человеческая умность, тогда: видеть или стараться видеть всё системно, взаимосвязано, причинно и дуалистически — двойственно.
Ибо системность, причинность и дуализм, и есть реалии, в которых мы живём и частью которых являемся сами.
При этом, под дуализмом – двойственностью мира, я понимаю, здесь: сущность мира заключать в себе противоположные свои свойства, которые и делают мир и его составляющие такими, а никакими иначе.
В ЛЮБОМ образовании-элементе мира есть двойственность его проявления – диаметрально противоположные свойства, которые находятся в единстве и антагонизме, образуя сущность этого элемента мира и являясь источником его существования.
Не верите, что глупые, а не умные подходы к пониманию и в отношении человеческой глупости являются господствующими? Ну, так, скажите, а не кажутся ли вам парадоксальными, а при размышлении — умными, такие суждения:
Размышления по поводу человеческой глупости и умности
1. Человеческой глупости не бывает без человеческой рациональности, разумности – ума.
2. Насколько человек умён, настолько он бывает и глуп, разница лишь в том, в каком он состоянии пребывает в данное время: в состоянии глупости или в состоянии разумности.
3. Каждой умности человека – каждой его разумной мысли или разумному поступку, предшествует его человеческая глупость, в мыслях или в поступке.
4. Человек не может быть умным, если он не бывает глуп.
5. Чем более умён человек в какой-либо области знаний и действий, тем более он бывает глуп, притом в этих же мыслях и действиях. В других областях своей жизни, он глуп бывает ещё более.
6. В самой гениальной мысли человека, присутствует глупость. В каждом рациональном поступке человека имеется элемент глупости. Как и в каждой глупости есть элемент разумности.
7. Если человек сильно глуп – дурак, то это говорит лишь о том, что у него мало ума, поэтому глупость у него вечно побеждает ум.
8. Если человек умён, то это всего лишь признак того, что у него ума больше, чем глупости.
9. Мы считаем людей умными и даже гениальными, потому что они поднялись над нашей глупостью. И потому, что не знаем об их глупостях или они тщательно это скрывают: у них хватает ума не показывать свою глупость, иногда чудовищную.
9. Мы считаем людей глупыми – дураками, потому что не видим их ум: у них не хватает ума показать, что они тоже что-то соображают.
10. Мы считаем людей нормальными, по их мыслям и поступкам, если у них приблизительно одинаковое количество глупости и рациональности – ума. И, к тому же, у них, в большинстве случаев, хватает ума, чтобы не демонстрировать свою глупость.
11. Каждой умной мысли и каждому умному поступку человека предшествует глупость. Но не каждая глупость ведёт к умности, бывает, что она ведёт к ещё большей глупости.
12. Каждая умность человека, как и каждая глупость человека, являются относительными. Ибо, есть ещё более умные мысли и поступки, и есть глупости ещё глупее существующих.
Вы согласны с этими рассуждениями, почти или полностью? А ведь они, были написаны мной в течение получаса, всего лишь исходя из того, что я рассматриваю человеческую глупость как неотъемлемое свойство человеческого ума. А почему?
Как понять человеческую глупость или разумность?
А потому, что для меня аксиоматичны, — лежат в основе моего мировоззрения-миропонимания, вот эти три принципа:
1. Весь наш мир, как и всё в нём, включая человека, системен – в нём всё взаимосвязано и образует системы.
Системы вкладываются одна в одну и взаимодействуют с другими системами — с их и со своими элементами, которые сами являются системами (подсистемами) посредством функциональных связей между ними, образуя структуры.
Структура — понятие познания, когда система рассматривается в своих функциональных взаимосвязях и во взаимосвязях с другими системами.
2. Наш мир и всё что в нём находится и происходит, имеют причинно-следственное основание своего существования: всё имеет свою причину, и каждое следствие само является причиной.
3. Наш мир и всё, что есть в нём, двойственно по своей природе, в своей сущности: не бывает ничего без своей противоположности — каждая сущность содержит в себе свою анти-сущность.
Например, в нашем случае: Каждая человеческая глупость содержит в себе человеческую умность, и наоборот.
Каждая вещь или явление содержат в себе диаметрально противоположные свойства, противоречие между которыми и позволяет существовать, в развитии, и этим свойствам и этой вещи или явлению, в совокупности их противоречащих свойств.
Качественно, вещь или явление, определяются теми свойствами, которые сейчас доминируют в них.
Но, рано или поздно, эта вещь или это явление станет своей противоположностью, когда количество доминирующего свойства перейдёт свою меру и уступит место своей противоположности, а само станет на его место подавляемого свойства.
В нашем случае: Количественное приумножение человеческой глупости, рано или поздно, если процесс не остановится, достигнет такой меры, что человек поумнеет. Если, конечно, он это успеет сделать в своей жизни, и, если у него нет биологических и психических отклонений в мозгу.
Чрезмерный ум, неизбежно приводит к устойчивой глупости, например, к маразму, или человек сходит с ума — становится очень глупым.
Следует добавить, всего лишь, что и системность мира, и его причинно-следственность, и его противоречивая двойственность, едины и взаимосвязаны в своей неотвратимости.
И они служат, пока, единственными более-менее надёжными инструментами для понимания человеком себя и мира вокруг. Наряду с такими различными способами метафизики, какими пользуются люди в быту и в теоретизировании, как, например:
— стадно-инстинктивное осмысление действительности, подогретое или сформированное пропагандой и зомбированием населения и отдельных людей. Включая обучение, построенное на заучивании догматов и приучении мыслить догмами – «абсолютными» истинами.
— бытовое предметно-чувственное осмысление вещей и явлений;
— практически-прагматический подход к размышлениям о мире;
— различные, во множестве, философские метафизики;
— и, конечно, религиозная метафизика.
Дополнительно, об этом, можно читать:
Манипуляция сознанием — как изменить сознание – как им манипулировать
Осознание жизни. Некоторые общие — философские аспекты
Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни человека
Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни
В чём критерий человеческой глупости и ума?
В самом деле, в чём? Если мы возьмём, например, критерием человеческой глупости отсутствие в ней истинности, правдивости, то будет весьма затруднительно, тогда, отличить глупость от умности.
Ибо, даже если мы будем оперировать понятием объективной истины – соответствия нашего представления о какой-либо сущности, ей самой, без нашего представления о ней, то и здесь всё относительно.
Например, умно утверждать, что 2+2 = 4? Умно, пока мы имеем в виду только количественные параметры вещей. Но, глупо, если мы будем иметь в виду качественные их показатели.
Ведь, будет глупостью считать, что, например, 2 барана + 2 барана будет равно 4 баранам. Потому что в реальности сумма здесь равна не 4 баранам, а СТАДУ из 4 баранов – качественно иной вещи, чем 1, 2, 3, и даже 4 барана по отдельности.
Поэтому-то, иногда, и говорят, что «дважды два, будет пять». То есть, человеческая глупость, считать, что математика – «царица наук», тогда как она — лишь алгоритмы подсчёта и отражения количественных параметров вещей, но ни как не их качества, иначе говоря — сути.
Так как, не количественные, а именно качественные параметры вещей и явлений отражают их сущность — являют их такими, а не иными.
А что уж, тогда, говорить о человеческих, субъективных истинах!? Тогда, как мы, даже мир ощущаем не таким, какой он есть на самом деле, а таким, какой он нам представляется в силу ограниченности наших органов ощущений и в силу наших потребностей и желаний.
То есть, истина, как критерий человеческой глупости или умности, — малопродуктивный и обманчивый критерий.
А вот, если мы возьмём за критерий человеческой глупости и ума ПОЛЬЗУ, то это будет понятнее и проще:
— Полезны мысль или поступок человека, — значит, они не его глупость, а его умность;
— Вредны, бесполезны мысли и поступки человека, – значит, они не умны, а глупы.
И не надо тут голову ломать об относительности пользы: мол, что одному полезно, то другому – беда или, просто, бесполезно.
Ибо человеческая глупость, как и польза или вред от неё, безотносительны субъекта и объекта и глупости и пользы, так как они находятся в отношениях.
А отношения, априори, делают глупость и умность одного, вредом или пользой и другого. Даже, если человеческая глупость или умность, их последствия, касаются только самого этого человека, то он получит вред или пользу через отношения с самим собой.
Например, муж или жена, совершая глупость, приносят вред друг другу, даже если кому-то из них кажется, что он остался в выигрыше от глупости другого или, что его глупость — его личное дело.
Или руководитель, принимая умные решения, приносит пользу не только себе, но и своим подчинённым, и наоборот. И так далее, и тому подобное.
Закономерности человеческой глупости и умности
В дополнение к тем принципам и закономерностям, которые я написал выше, рассуждая о человеческой глупости и умности, я наблюдаю в жизни и предполагаю, обосновываю теоретически, и такие:
1. Человеческая глупость и умность – это неразрывные, противоположные стороны интеллектуальной, а часто, далее, и практической деятельности человека.
2. Познавательная и практическая деятельность человека – это процесс, который, в сущности своей, представляет собой борьбу человека со своей глупостью за своё просветление – умность.
3. Если процесс познавательной жизнедеятельности человека продолжается, то существующая умность, под напором новых знаний и практического опыта, становится очередной глупостью, как ступенька к новой умности-мудрости. И так далее, до окончания процесса познания или бытийной жизни человека.
4. Человеческая глупость, человека, считать, что он умён на столько, что никогда не совершит глупости.
5. Глупые мысли и желание сделать глупость всегда присутствуют в голове и в активности человека. Если этого нет, то этот человек безнадёжно глуп: придумать что-то ещё более глупое, чем есть, он не в состоянии, а значит, не может сдвинуться в сторону поумнения.
6. У умного человека глупости «умнее», чем у глупого, потому что он не так глуп, чтобы бесконечно повторять одни и те же глупости.
7. Если человек глуп, то он может умнеть, если будет понимать и признавать свою глупость. Если человек умный, то он станет глупцом, если его не посещают глупые мысли.
8. В каждом человеке есть глупости и умности, разница лишь в том, в какой они области знаний и практической жизни проявляются. И в том, на каком уровне своего развития находится человек – какого качества его глупость и разумность.
9. Единственный достоверный критерий глупости-умности человека – это полезность или вредность его мыслей и поступков, с точки зрения улучшения его жизни.
10. Полезность от разумности-умности человека безотносительная: неважно кого она касается, на кого направлена и в какой области человеческой деятельности проявляется.
11. Через отношения к себе, к людям, к вещам и явлениям, всякая человеческая глупость вредна и бесполезна для всех, кто столкнулся с глупостью. И наоборот: Всякая разумность полезна для всех, кого она коснулась.
12. Человеческая глупость, как и его разумность, бесконечна – нет пределов человеческой глупости, как и его способности и желанию развивать свой ум. Ибо это человек – часть бесконечного мира.
Ваши дополнения, уточнения, несогласия, пожалуйста, в комментариях.
Что ещё читать по этой теме:
Законы глупости по Карло Чиполла, так ли они умны?
Жить здесь и сейчас – жизнь, как причинно-следственное событие
Развитие личности человека. Куда и как развивается личность?
Почему мы делаем себе плохо, портим себе жизнь?
Мироздание, представления о пространстве и времени
Адекватность сознания – свойство жизни и психики
Ну, Алёна, не в зависимости от пола, иногда, как минимум в половине случаев, быть глупым — не так уж и плохо. А иногда, в особенности в краткосрочных отношениях, очень даже весело!
А что ЭТО время жалеть!? Оно идёт в зачёт жизни, а не существования, как правило.
Выходит глупость + опыт, помноженный на ум, есть умность, и не побыв глупым не будешь умным. Времени жалко(
Человеческая глупость всегда имела место быть! Ведь умный человек, зачастую тоже совершает глупые поступки. Ум есть у каждого, просто не каждый умеет им правильно пользоваться.
А мне кажется, что вся глупость от невежества, т.е. незнания.
Безусловно, невежество, общее или в частностях, способствует увеличению уровня глупости и в мыслях и в поступках.
НО и самый образованный человек неизбежно бывает глуп: глупость — это неотделимый от умности компонент — часть её.
Понять это легко, если представить процесс появления умности: ведь она, буквально, порождается глупыми мыслями, или как противопоставление возможному глупому действию, поступку человека.
Как я писал в статье, глупости умного человека, просто более высокого качества и уровня, такого, что для дурака могут казаться, даже, умностями. А бывает, и гениальностями.
Например, миллионы людей искренне восхищались гениальностью экономической и философской мысли Маркса, Энгельса, Ленина. В то время, как ещё тогда, многие люди видели и знали, что там, ничего, в принципе, не то что гениального, а даже просто оригинального, а тем более умного, нет.
А сколько сейчас, непросвещённых — глупых, поэтому, людей, ищут и находят, с открытым ртом, себе кумиров и идолов, в лице различных гуру, учителей, попсы, и прочее!?
Светлана, я философ и экономист по образованию, мне приходилось изучать труды классиков марксизма-ленинизма, и я знаю не только своё мнение о них, но и своих коллег. Поэтому ваше дело, конечно, считать их гениями или нет, как и моё дело иметь своё мнение.
У меня сложилось такое представление, что вы прочитали мою статью по диагонали: потому что, например, я там пишу и обосновываю, почему нельзя считать, например, истинность критерием умности.
Для вас с мужем, повторяю, что истинность и ложь — это одни из таких явлений, которые АБСОЛЮТНО относительны. И относительно субъекта провозглашающего истину и относительно её фактического содержания.
Назовите мне хоть одну истину, на ваш взгляд, и я, не задумываясь, покажу, что она относительно чего-то другого — ложь, и вовсе или частично, не умна, а глупа.
А вот полезность, как улучшение жизни человека, как вредность — ухудшение жизни — куда как более верный критерий глупости-умности. Хотя, конечно, тоже имеет в себе относительность, как и ВСЁ в нашем мире.
Истины есть абсолютные и относительные. Земля круглая — абсолютная истина.
А вот что полезно, что вредно — это очень относительно. Потому что кому-то это полезно, а кому-то вредно.
Вы правильно сказали, что дуалистично. И полезность тоже дуалистична.
Земля не круглая, а в форме приплюснутого с полюсов шара. Но и это относительно: ибо она вообще не имеет правильной геометрической формы. Но и это не истина, потому что она плоская относительно восприятия человека. И так далее…
Загляните, например, в Википедию по запросу Истина, там об этом должно быть написано — об её относительности и невозможности Абсолюта.
Конечно, и полезность дуалистична, как и всё: в каждой пользе есть вред. И, что это — польза или вред, будет определённо тем, буквально, а чего больше в мысли или в действии — пользы или вреда?
Ну так, я и писал:
«- Полезны мысль или поступок человека, — значит, они не его глупость, а его умность;
— Вредны, бесполезны мысли и поступки человека, – значит, они не умны, а глупы.
И не надо тут голову ломать об относительности пользы: мол, что одному полезно, то другому – беда или, просто, бесполезно.
Ибо человеческая глупость, как и польза или вред от неё, безотносительны субъекта и объекта и глупости и пользы, так как они находятся в отношениях.
А отношения, априори, делают глупость и умность одного, вредом или пользой и другого. Даже, если человеческая глупость или умность, их последствия, касаются только самого этого человека, то он получит вред или пользу через отношения с самим собой.»
И так далее, в тексте статьи.
У Маркса, Энгельса, Ленина нет ничего гениального????? Они гении. Но естественно, они тоже совершили ошибки. Безусловно.
Вы знаете, так меня затронул Ваш пост, но я сомневалась в Вашей правоте. Хотя мне казалось, что Вы очень правы. Я рассказала мужу. Он не согласился с Вашим тезисом, что умный, который знает полезность. Муж сказал, что польза — это тоже понятие относительное. Всегда будет так: что кому-то полезно, а кому-то нет.
И мы пришли к выводу, что умный человек это тот, кто может отличить ложь от правды.
Владимир, спасибо за интересную статью. В общем вы полностью раскрыли тему. Но я добавлю то, что некоторые считают, что уровень интеллекта человека определяют тесты IQ. Но мне кажется, что они- субъективны, и по ним нельзя в полной мере судить об интеллекте человека.
Всё верно, Юля: тесты IQ, кто составил? Люди. А кто решил и как, что эти люди сами умны? Они сами, на основании своих тестов?
Здесь, как я уже не раз сказал, всё относительно:
— и глупость и умность;
— и истинность и ложность;
— и объективность и субъективность.
А вот, на мой взгляд, полезность или вредность жизни человека и его окружающих, от того, как он пользуется своим умом — это более-менее очевидно.
То есть: умён, так и живёт «по уму» и сам, и другим людям от этого польза. Дурак, так он «и в Африке — дурак» — и сам не живёт, и другим не даёт.