20.04.2024

Амбиции – я себе и вам покажу, докажу, кто есть я

Последнее обновление статьи: 28.02.2019

Амбиции есть у всех

Амбиции: Я себе и вам покажу и докажу, кто есть я

Амбиции есть у всех – этого у человека не отнять

Смею вас заверить, дамы и господа, что амбиции есть у каждого человека и у каждой социальной группы людей.

От социально опущенного безработного и бездомного, до политика высокого ранга. От производственной бригады или кучки сотрудников офиса, до социальной группы жителей любого населённого пункта или целой нации.

Ибо амбиции, это вовсе не только то, что мы видим, когда человек или социальная группа их показывает и доказывает – это всего лишь следствие амбиций.

А, амбиции – это сущностное свойство любого сознания, индивидуального или социального, именно показать другим людям, что есть «Я» или «Мы» относительно других людей или социальных групп.

А если люди или группы людей не признают это самомнение – мнение о себе человека или группы, то амбиции проявляют себя в форме, как правило, активных действий ДОКАЗАТЬ, что «Я» — это я, или «Мы» — это мы.

Что, наиболее наблюдаемо в жизни, поэтому-то с амбициями и увязали их следствия – то, что на поверхности амбиций, как явления: высокомерие, притязания, гонор, тщеславие, самолюбие, честолюбие, и тому подобное. Например, чванство и понты.

Почему амбиции присущи всем и всякому? Ибо в каждом сознании: индивидуальном — отдельного человека, или социальном – присущем какой-либо социальной группе, объединённой каким-то совместным делом или идеей, неизбежно есть САМОСОЗНАНИЕ.

Самоосознание – осознание себя, как нечто единого и неповторимого, относительного другого человека или других людей.

То есть, иначе говоря, амбиции, по своей сути, есть ничто иное: как неотъемлемое сущностное свойство любого самосознания, в виде необходимости проявить себя в виде того или иного носителя этого самосознания — показать себя «Я» или «Мы».

Проще говоря, как вынесено в заголовок статьи, амбиции – это стремление показать и доказать себе и окружающим людям, кто есть Я, или кто есть Мы, если амбиции принадлежат группе людей.

Себе необходимо показать и доказать, кто есть Я или Мы, для того, чтобы идентифицировать среди людей и дифференцировать себя от них же, и самоутвердиться в этом.

А амбициозность относительно других людей, нужна не только, как часть процесса идентификации, дифференциации и самоутверждение себя относительно них, но и как борьба «за место под солнцем» — за лучшее место в социуме и в жизни, как таковой.

Амбиции есть у всех

Чем отличаются амбиции? Степень амбициозности, её формы и содержание

Вот два примера амбициозности:

1. Человек на работе и на улице – ничем не примечательная личность – никаких амбиций.

Этот же человек, придя домой, становится комком амбиций: Я вам всем покажу, кто я такой! Со всеми соответствующими мыслями в своей голове, и проявлениями в своём поведении и высказываниях — только и слышно и видно от него: «Я, я, да, я».

2. И наоборот: Человек делает карьеру на работе – «идёт по головам» — амбиции в каждом слове и в действии.

На улице, он тоже подчёркнуто себя выделяет аксессуарами и поведением: Я не такой, как все – я особенный!

А придя домой, он становится тихим «маменькиным» сынком или дочкой, покорной женой или мужем. А в сексе себя проявляет как поборник, например, садо-мазо, или в пассиве или в активе.

Почему амбиции человека проявляют себя таким образом? Понятно, что ответ лежит в плоскости свойств личности человека, но как?

Напоминаю, коротко, что такое личность человека: это маска – личина, одетая, добровольно-принудительно, на самосознание человека.

Принудительно личность делает социум, даже, если человеку кажется, что этой принудительности нет, а наоборот, — полная добровольность.

Социум, в лице окружающих людей и всех атрибутов данного социума (обучение, воспитание, пропаганда, культура, и прочее и прочее) настойчиво говорит каждому своему участнику: Ты есть такой – ты есть то-то и кто-то.

Очень настойчиво: попробуй, откажись, — социум обрушится на тебе всеми своими силами, от отторжения, неприятия в себя, до изоляции от себя.

С другой стороны, человек добровольно надевает на себя маску своей личности, в особенности, если она соответствует его свойствам и желаниям, интересам.

Почему надевает сама, не особо сопротивляясь? Потому что, с одной стороны, эта маска: «мой размерчик, мой фасончик», а с другой стороны: «жить-то, ведь, как-то надо».

А социум не склонен особо церемонится со своими членами, устраивая им примерочную социальных масок: Одевай, какая досталось по месту и праву рождения!

Амбиции есть у всех

Какая личность — такие и амбиции

То есть, мы имеем человека, который представляет собой некую личность – считает себя тем-то и кем-то. Как это связано с его амбициями? А очень просто:

1. Признаёт человек себя этой личностью и, главное, признают его таковой, окружающие люди? – если да, то амбиции человека спят, удовлетворённые таким положением дел;

2. Не признает человек сам себя, соответствующим той личности, которой является, а, главное, это не признают окружающие, значит, его амбиции вскипают: Я вам всем докажу, кто я есть такой, на самом деле!

То, что он и сам себе это будет доказывать, обычно человек в расчёт не берёт, ибо это уже область ощущений комплекса своей неполноценности. А кто же и когда, обладая этим комплексом, в этом признавался, прежде всего, самому себе?

Амбиции есть у всех

Амбиции личности и её социальные статусы

Человек не только живёт в социуме и формируется им, но и проявляет себя в нём через самые различные отношения с самыми различными людьми, напрямую или опосредованно, — через кого-то или что-то.

При этом, личность не может быть единой и целостной в своих проявлениях: разные люди и разные обстоятельства отношений с ними, требуют от личности поворачиваться к ним той или иной стороной своей личности.

Хотя, конечно, есть, если можно так сказать, болванка личности этого человека — его сущностные свойства, которые делают его именно этой личностью.

И эти свойства практически неизменны в человеке, потому что они сущностные — они создают внутреннее «Я» через самосознание и формируют облик ЭТОЙ личности для окружающих людей.

То есть, изменить сущностные свойства личности — это стать другим человеком: с другим «Я» и с другим обликом для людей. Что, как показывает жизнь, бывает крайне редко, — как чрезвычайное событие.

Кстати, часто, эти грани личности — её свойства и качества, обращённые в разные стороны своего социального бытия, настолько не похожи, что остаётся удивляться, как в одном человеке может уживаться такая многоликость.

Например, на работе человек – грозный начальник, дома с женой и детьми – любящий муж и отец, с друзьями — «свой в доску», и прочее, и тому подобное.

То есть, называя эту многоликость личности социальными статусами человека, мы видим, что личность дифференцирована, как в своих свойствах, так и в их проявлениях, именно от своего, того или иного, социального статуса, в котором находится здесь и сейчас.

Далее, смотрите, что происходит с амбициозностью личности:

Виды, формы и содержание амбиций

1. Человек может быть удовлетворён в какой-то части своей личности, находясь в том или ином своём статусе.

Например, он может иметь не ущемлённые амбиции на своей работе. Но вот дома, будучи уже мужем и отцом, женой и матерью, он может себя таковым не чувствовать или, чаще, таковым не признаваться другими членами семьи.

Понятно, какими будут амбиции и, соответствующие им поведение и чувствование личности, в таких случаях.

2. Человек может иметь личные амбиции – амбиции, на основе свойств личности, относительно независимых от социума, как свойств самой личности.

Такие, как врождённые или приобретённые, в процессе индивидуального воспитания или самовоспитания, свойства личности.

Например, у человека врождённые лидерские качества. Если социум будет содействовать их проявлению и реализации, то амбициозность человека будут иметь спокойные формы своей реализации.

Если же социум будет такого человека ставить в положение подчинённого, то его амбиции, даже без его осознания действия именно их, а ничего-то другого, будут иметь острую форму противоречий.

Человек будет постоянно доказывать и себе и людям, что он не на своём месте, что он имеет право и возможности занимать руководящую должность, а не быть в подчинении.

3. Личность может, под воздействием тех или иных факторов, буквально, возомнить себя тем-то и чем-то, кем она и чем она не является и, часто, в принципе не может быть. Ибо нет у неё свойств, быть этим.

Например, благодаря воспитанию, человек может возомнить себя умнее или талантливее, чем он есть на самом деле.

Здесь мы будем иметь дело, с так называемыми, голыми амбициями: когда человек будет доказывать себе и людям, что он что-то из себя представляет, на самом деле не являясь этим.

А обнажённость таких амбиций и состоит в том, что они не имеют под собой никаких оснований — они голые.

4. Человек может иметь и так называемые больные амбиции: когда планка самомнения и своих возможностей настолько поднята самим человеком или его окружением, что она никогда не может быть достигнута.

Но, так как она есть, то амбиции по её достижению, буквально, становятся болезненными – когда человек поглощён в своей жизни только тем, как бы прыгнуть «выше своей головы».

Можно, ещё, по-всякому классифицировать амбиции, их содержание и их формы проявления. Но моей задачей было не это, а то, чтобы показать сущность амбиций и наиболее типичные и характерные их проявления в жизни.

Амбиции есть у всех

Амбиции человека и социальной группы, выводы:

Амбиции есть у всякого человека и у любой группы людей, но, только:

— Одним они мешают в жизни, провоцируя на попытки занять не своё место в жизни, сея разлад между своими свойствами, существующими или мнимыми, и этим местом;

— Другим людям, амбиции помогают в жизни, заставляя ставить цели в жизни, и достигать их, реализуя свои возможности, на благо себе и людям;

— Третьим, с пониженными амбициями, позволяют безболезненно, извините, влачить жалкое существование, довольствуясь тем местом в жизни, которое им отвели другие люди и обстоятельства жизни.

Это, так называемые, пониженные жизненные амбиции – амбициозность, стремящаяся к нулю.

В общем: амбиции человека или социальной группы людей – это безобидный естественный факт и обстоятельство в жизнедеятельности человека или людей.

Важно не то, что люди имеют претензии на что-то в своих амбициях, а важно то, на ЧТО притязают и КАК притязают. Ибо от того, на что они притязают и как притязают, зависит, какими они будут сами, и какие отношения они будут выстраивать с другими людьми.

Дополнительно можно почитать:

Что такое амбиция? Зачем человеку амбиции?

Понты и реальность в общении — зачем люди понтуются?

Зачем жить? Ради реализации своих осознанных интересов

Почему мы так живём? Потому что так думаем, или мы такие?

Развитие личности человека — как и почему развивается человек и семья?

Комплекс неполноценности – защита самосознания личности

Массовое сознание и развитие самосознания личности

Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей

Top