Рефлексия и разумность, как способы жизни человека

Рефлексия и разумность

Рефлексия и разум человека, как связанные и отдельные формы жизни

Рефлексия, как понятие

Рефлексия – одно из неоднозначных – не вполне определённых, довольно редко употребляемых, понятий. Оно применяется, в основном, в научных и околонаучных кругах. Реже, в обиходе.

Очевидно, что, это понятие происходит от производного «Рефлекс».

В бытовом, да и в научном сознании, слово «рефлекс», ассоциируется с опытами физиолога И. П. Павлова. Он, наглядно и доказательно, экспериментировал на собаках, показывая, что вся их жизнедеятельность рефлекторная.

Павлов же и сформировал научные понятия условного и безусловного рефлекса. То есть, заложил знания о рефлексии и дал понятия разделу науки «Рефлексология».

Павлов вложил в них такие определения:

— Рефлекс, рефлексия – соответствующая реакция живого организма, на определённый раздражитель-воздействие.

— Безусловный рефлекс – естественно-природная реакция организма на раздражитель.

Эта естественность, обусловлена самой сущностью организма, в виде генной памяти формирования и развития его нервной системы.

— Условный рефлекс, — когда реакция происходит при наступлении некоего внешнего фактора – условия рефлекса.

Рефлексия, как узкое и широкое – философское, понятие

Нужно понимать, что рефлексия, долго, вплоть до наших дней, многими рассматривается, как узкое понятие физиологии живых организмов.

В частности, например, в таком научном разделе, как Физиология Высшей Нервной Деятельности (ФВНД). Или, например, как прикладное понятие в Педагогике.

Естественно, понятие рефлексии и рефлекса, широко используется и в Биологии, в Медицине.

Между тем, на взгляд некоторых людей, в том числе, и на мой взгляд, рефлексия должна иметь и имеет и статус философского понятия.

Ибо её, рефлексию, можно и нужно рассматривать, как ОБЩИЙ способ взаимодействий, притом не только при наличии нервной системы и мозга.

Но и, как способ взаимодействий, отношений, присущий многим сущностям мира. Начиная от человека, до самого мира, как такового. Включая и Землю, и рукотворные аппараты, типа робототехники.

Рефлексия, как таковая, возможна и неизбежна при одном главном условии: когда есть кому или чему, чем и как рефлексировать.

То есть, сущность способна к рефлексии, если она обладает свойством, как минимум, САМОСОХРАНЕНИЯ.

Самосохранение, в свою очередь, требует наличия таких, её, сущности, свойств:

Рефлексия и разумность

Условия возникновения рефлексии

Простые наблюдения за окружающими вещами и их явлениями – сущностями, на философском языке, показывают, что, для возникновения способности рефлексировать, необходимы:

1. Способность сущности распознавать воздействия на себя – наличие системы ощущений — способности воспринимать и дифференцировать внешние воздействия.

Притом, эта система ощущений, может быть разной, по степени развития. От распознавания внешних воздействий в растительном мире, до системы ощущений человека.

Возможно, существуют и такие формы сущего в нашем мире, даже на Земле, о которых мы не знаем. Но, которые обладают способностью ощущать внешние воздействия на себя.

2. Способность к АКТИВНОМУ реагированию – способность среагировать, тем или иным способом, на внешнее воздействие.

В пределах, как минимум, свойства самосохранения и возможностей этой способности реагировать. А иначе: гибель – разрушение этой сущности, и переход к другой, уже лишённой способности рефлексировать.

Простейший пример: дерево обладает способностью распознавать внешние воздействия на себя. Растительный мир ощущает свет, его количество, влажность, состав воздуха, препятствия на пути своего роста, и тому подобное.

Также, дерево обладает способностью рефлексии, на эти внешние воздействия, в пределах своих возможностей. Как только эти возможности будут превышены, оно погибнет, превратившись в «дрова».

Точно так, как и человек способен рефлексировать только в рамках своих физических, биологических, психических и интеллектуальных возможностей.

Если этих ресурсов не хватает, для адекватной, должной рефлексии, то, человек, или заболевает, или гибнет.

Рефлексия человека

Однозначно, что: человек обладает наиболее развитой рефлексией, из тех существ, которые нам известны:

1. Во-первых, у него развита система безусловных рефлексов, как воплощение и реализация его высокой, относительно других существ живой природы, животной сущности.

Сюда входит вся рефлексия человека, закреплённая в его врождённых рефлексах и инстинктах, как комплексах рефлексов. Это, прежде всего, связано с реализацией природно-естественных потребностей человека.

Таких как: дышать, питаться, размножаться – Основной инстинкт, сохранять свой температурный режим, регулировать деятельность внутренних органов, и прочее.

На входе, рефлексия человека гарантирована достаточно мощной системой ощущений человека: обонянием, вкусовыми, температурными, тактильными, зрительными, слуховыми ощущениями.

Плюс к тому, есть и система внутренних ощущений организма: боль, удовольствия, насыщение, голод, холод, и прочее.

Вся рефлексия человека, поддерживается высоким уровнем организации и управления телом и, в целом, организмом. И развитой нервной системой: так называемой ЦНС – Центральной Нервной Системой.

2. Во-вторых, человек обладает наиболее развитой способностью к формированию условных рефлексов. Из них, у него, формируются целые комплексы самой различной рефлексии.

По сути дела, любое действие человека, будь-то мысль, произнесённое слово, акт поведения, не пропущенные через сознание, – являются рефлексией человека на внешний раздражитель.

Это нужно понимать, потому что это многое объясняет в образе мыслей и поведения человека.

Ибо, всё то, что мы привыкли считать привычками, стереотипами, «промытыми мозгами», косностью и консерватизмом мышления и поведения. Это, по сути происхождения и проявления, является ничем иным, как рефлексией человека.

Кстати, совершенно очевидно, что такая развитая реакция человека на действительность, как эмоции, по своей сути и проявлению, тоже — ничто иное, как рефлексия.

Рефлексия и разумность

Рефлексия, как предшественница разумности, и как самостоятельная активность человека

Очевидно, что рефлексия, условная и безусловная – это низшая форма активности в существовании живого мира.

И она, как мы видим, в силу того, что человек «царь природы», именно у него, развита довольно высоко.

Но, не настолько высоко, чтобы человек смог, в своё время, выделиться из остального животного мира.

Ибо рефлексия, как таковая, никак не могла это позволить сделать. Так как, она есть у всех животных, в тех или иных формах и при различном содержании.

Рефлексия позволяет жить сообществам живых организмов. Конкурируя, борясь между собой, вступая в симбиозы – они ЖИВУТ ВМЕСТЕ.

Лишь человек, буквально, «ушёл в отрыв», дополнив свою рефлексию разумной жизнью – разумом.

Понятно, что, разум базируется на способности рефлексировать: в рефлекс, как таковой, буквально, «вклинилась» способность размышлять.

То есть, если при рефлексии схема: раздражитель – реакция. То, при разумной активности: раздражитель – осмысление этого раздражителя и выбор алгоритма реакции на него – реакция.

Между тем, рефлексия, как форма активности человека, была и остаётся основной, базовой формой жизнедеятельности человека. Но, человека, со всей его атрибутикой, делает человеком, конечно, способность к разумной деятельности.

Почему человек рефлексирует

Существование человека, в особенности его бытовая жизнь, устроено таким образом, что ему нет явной необходимости, везде и во всём, размышлять о своей жизни — о своих мыслях и поступках.

Причины этому:

1. Скоротечность событий жизни. В большинстве которых, у человека нет ни времени, ни условий осмыслить событие и выстроить алгоритм реакции на него.

2. В бытийной жизни – на практике, мы можем наблюдать, что ресурсы ЦНС и организма человека, весьма ограничены.

Несмотря на то, что некоторые учёные считают, что возможности мозга и человека, как такового, чуть ли не безграничны.

То есть, в жизни, мы видим, что: ни нервная система человека, ни его организм, в целом, не способны СОЗНАТЕЛЬНО реагировать на КАЖДОЕ событие в жизни человека.

Иначе говоря, у человека должны быть, и есть, ГОТОВЫЕ мысли и действия, на те или иные внешние и внутренние раздражители.

Человек должен, ибо не может без этого, рефлексировать на множество событий в себе и вокруг себя. А иногда, и на все события в своей жизни, когда жизнь становится «тяжёлой».

Или, чаще, когда его, человека, сознание и самосознание на таком низком уровне развития, что, буквально, рефлексия на жизнь становится единственным способом его существования.

Как у животного, психически больного человека, у маленького ребёнка или выжившего из ума старика.

3. Человек живёт, в основном, чувственную, считай, животную жизнь. А не рациональную – не разумную – не осознанную и не осмысленную жизнь.

Чувственная жизнь – это проявление животной ипостаси сущности человека.

Которая, как бы высоко человек не возносился в своём самомнении и оценках себя, является доминирующей над его разумно-духовной сущностью – над второй, именно человеческой, ипостасью.

А, как следствие этого, рефлексия – рефлексы и инстинкты, являются ГЛАВНЫМИ проявлениями жизнедеятельности человека.

Рефлексия и разумность

Как человек рефлексирует, и как формируется рефлексия

Понятно, что условные и безусловные рефлексы человека находятся в общей связке. Его рефлексия – это единый комплекс естественно-природных и условных рефлексов.

Например, потребность в питании, реализуется инстинктом кормления, состоящем из множества внутренних и внешних рефлексов.

Между тем, этот инстинкт, как бы облагорожен множеством условных рефлексов человека. Например, большинство людей, рефлекторно моют руки перед едой.

Это условный рефлекс, где событие приёма пищи является сигналом. Конечно, человек может задуматься: где, как и чем помыть ему руки, но сам факт помывки – рефлекс. Ибо не требует осмысления и наступает по сигналу-условию приёма пищи.

Обратите внимание, что, частый в обиходе призыв: За стол! Кушать! Идём есть! — и тому подобное, служат словесным – вербальным сигналом условного рефлекса «Мыть руки».

Типа, как для школьника, звонок служит условием его рефлекторного подпрыгивания с места.

То есть, рефлексия человек формируется легко и непринуждённо: человек — самое способное к дрессировке существо.

Почему к дрессировке? А, именно, механизм дрессировки, животного ли или человека, это и есть не что иное, как способ формирования условных рефлексов.

Обратите внимание, в дрессировке животных, особенно заметно, что: условная рефлексия базируется на безусловных рефлексах.

В отличие от животных, у человека, комплекс условий-сигналов, в условной рефлексии, значительно больше.

Вернее, даже: формы сигналов, для наступления условного рефлекса, такие же, как и у животных: слова, звуки, жесты, обстоятельства, запахи, и тому подобное.

Но, вот, содержание этих форм, у человека, и шире, и глубже, и устойчивее. Как, собственно, и его жизнь неизмеримо богаче, на события и обстоятельства, чем у любого известного нам животного.

То есть, база формирования и реализации условных рефлексов у человека, — обширная.

Рефлексия и разумность

Рефлексия и манипулирование сознанием

База формирования рефлексии человека большая до такой степени, что, рефлексия становится основным и главным способом его жизни.

В особенности у тех людей, о которых говорят: Он не привык думать. Он «без царя в голове». Или: Он, она живут по обстоятельствам и по указке (советам) других.

И здесь пришло время вспомнить о манипулировании человеком – об изменении его сознания. И, как следствие, об изменении его жизни, в целом, или в значительной её части.

О манипулировании сознанием человека, как таковом, можно почитать: Манипулирование сознанием. Как защититься от манипулятора? Ссылка на статью в низу, в списке рекомендуемых подобных статей.

Что происходит, как осуществляется манипулирование человеком через его рефлексию?

А всё тем же способом выработки условных рефлексов. Если человеком умышленно манипулируют, то создаётся условный сигнал-условие.

Как правило, это слово, предложение или некое простое и понятное, без размышлений этого человека, обстоятельство.

Далее, тут же, следом, демонстрируется, то же простое и понятное действие или поведение, которое должен выполнить, при наступлении этого условия, манипулируемый.

Например, условие: если кто-то начинает говорить что-то, что противоречит установкам, идеям, представлениям человека.

Он, его рефлексивное действие: должен, не раздумывая и не сомневаясь, агрессивно кидаться на этого человека, «затыкая ему рот», и угрожая насилием.

Или, например, в мозгу человека закреплён сигнал-условие: любой начальник – это «начальник».

Как только наступает условие, где как-то присутствует начальник, даже его образ в виде его упоминания, так наступает рефлексия: чинопочитание, преклонение, послушание, и тому подобное. Например, раболепие.

Но, обратите внимание, с таким же успехом, в мозгу манипулируемого человека, можно, за этим сигналом, закрепить и другую рефлексию. Например: агрессивное неповиновение, презрение, хамство, и тому подобное.

Рефлексия и разумность

Условия закрепления рефлексии у человека

Таким же образом, происходит неумышленное манипулирование сознанием человека, — когда манипулятор не имеет своих интересов в манипуляции.

То есть, здесь манипуляция происходит, просто, по желанию манипулированного человека иметь простые и понятные смыслы жизни. Иначе говоря, когда человек, САМ, не хочет:

— ни думать;

— ни производить выбор путей своих размышлений и действий;

— ни прилагать волевых усилий.

То есть, есть лёгкий материал для манипулирования, путём выработки рефлексии, если человек:

— не проявляет самостоятельности в своей жизни;

— не имеет самости – независимости своего «Я» от «Мы» — какого-либо коллективного, группового, стадного мышления;

— или он подчинён воле и влиянию отдельного другого человека;

— или полностью «потерялся в этом мире» — стал рабом и заложником обстоятельств окружающей и своей жизни.

При такой своей сущности – при наличии таких свойств у человека, он, неизбежно, становится не только лёгким объектом манипуляции.

Но и: его жизнь протекает в сплошной рефлексии, и на себя, и на людей, и на окружающие обстоятельства. Он, такой человек, не проявляет интеллектуальной, мыслительной деятельности.

А рефлексирует на всё и на всех, руководствуясь лишь своими чувствами и эмоциями, которые, здесь, служат условными сигналами, для запуска рефлексии.

Хотя, бывает, эта рефлексия настолько скрытна и сложна, что, даже при ближайшем рассмотрении, создаётся впечатление разумности этого человека.

Как распознать, рефлексирует человек или говорит, действует осознанно

Как я уже сказал, рефлексия человека может быть настолько изощрённой, притом без умысла самого рефлексирующего, что распознать её бывает очень трудно.

Чтобы пытаться понять, рефлексирует человек или его мысли, слова и действия — плоды его интеллектуальной и чувственной активности, нужно чётко уяснить:

1. Рефлексия человека, это, всегда, действия по схеме: условный сигнал – ответная реакция.

То есть, буквально, рефлексируя, человек выдаёт готовые реакции-действия, «не включая мозги».

При этом, повторяю, эти реакции, и вербальные и поведенческие, бывают настолько сложными и замысловатыми – «умными», что трудно поверить, что это — рефлексия.

2. Важным моментом в выявлении рефлексии, является отсутствие логики и доказательности в мыслях, в речах, в действиях и поступках рефлексирующего человека.

То есть, он сам воспринимает, и заставляет других воспринимать, свои слова и действия, как данность, не подлежащую сомнению в их истинности.

Именно отсутствие логики и доказательности, говорит, что: перед нами рефлексия, а не продукты мышления этого человека.

3. Повторяемость действий человека, говорит о возможной его рефлексии.

Часто, под привычками, стереотипами мышления и поведения, как раз, скрывается рефлексия человека. Что, на мой взгляд, очень важно понимать.

Ибо, привычные, стереотипные, шаблонные виды активности человека, превращаются в рефлексию. Даже, если они, эти действия, в начале, были сопряжены с мыслительной деятельностью.

Механизм здесь простой: мыслительная деятельность отпадает за ненадобностью, вследствие повторяемости той или иной активности. И эта активность становится рефлекторной.

Это касается и самой интеллектуальной деятельности: мысль, в виде идеи, представления, образа, и прочее, становится рефлекторной, если она — следствие какого-либо сигнала-условия.

И, главное, не сопряжена с самой мыслительной деятельностью: анализом, синтезом информации, поиском причинно-следственных связей, и прочее.

Именно это и происходит, когда обстоятельства, вызывающие активность человека, становятся сигналом для рефлексии, а не информацией для размышления.

Рефлексия и разумность

Применение слова и понятия «рефлексия»

На мой взгляд, не столь важно употребление слова рефлексия. Ибо это, как-то пугает не только обывателя, но и некоторых учённых мужей, своей непривычностью и непонятностью.

А важно понимание сути рефлексии. Как такой жизнедеятельности человека, которая не только, мягко говоря, неинтересна для жизни человека и окружающих его людей. Но и опасна, в силу своей бездумности и бездушности.

Ибо, рефлексирующий человек, вот уж действительно, — это биоробот, без всякого преувеличения. Потому что действует по простому алгоритму: условие-сигнал – запрограммированная ответная реакция.

Да, рефлексия человека неизбежна и нужна для его выживания и жизни. НО, когда она становится основным способом жизни человека… А чем он, тогда, в принципе, отличается от животного или, как было сказано, от робота?

А как вы понимаете: что такое рефлексия, и каковы её последствия для человека, если она чрезмерна.

Ещё статьи на схожую тематику

Массовое сознание и развитие самосознания личности

Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей

Самосознание личности и её маски. Жизнь, как маскарад

Самоутверждение и самодостаточность в отношениях людей

Самодостаточность сознания. Свобода выбора своей жизни

Самосознание личности. Формирование, развитие самосознания

Манипулирование сознанием. Как защититься от манипулятора?

Манипуляция сознанием — как изменить сознание – как им манипулировать

Осознание жизни. Некоторые общие — философские аспекты

Как жить нормально, разум и чувственность в жизни человека

Сознание, как система понятий человека

Поделитесь с друзьями в социальных сетях

9 комментариев

  1. Большое спасибо автору! Статья очень познавательная и открывает глаза на многое в поведении и жизни людей. Теперь становится понятно, и в себе и в других, что рефлексия — это основной способ жизни. А головой, к сожалению, мы пользуемся только время от времени.

  2. Если мы полагаем, что: инстинкт — это система условных и безусловных рефлексов, связанных между собой линейными и перекрёстными связями, то, действительно, в основном, в своей жизни, человек рефлексирует. Как бы разумной его жизнь, порой не казалась.
    Здесь нужно учитывать то, что, для человека, самым важным сигналом является слово, за которыми закреплены устойчивые определения понятий. О которых, то есть, НЕ нужно думать — их не нужно осмысливать — они, именно, — сигналы, вызывающие рефлекторную деятельность человека, в том числе, и определённую мыслительную активность.
    Вот и получается, что, рефлексия — это основной способ жизни человека. За редкими исключениями, когда человек, просто-таки вынужден думать.
    Это те случаи, когда у человека нет определённого рефлекса или инстинкта, на изменившиеся или новые обстоятельства его жизни. Что бывает крайне редко: обычно у человека получается приспособить имеющуюся у него рефлексию, для любого события своей жизни.
    А жизнь такое незатейливое, в общем, явление, что принимает, да ещё как, даже совершенно не адекватные реакции человека на себя, жизнь, и на самого человека, — позволяет ему не только жить дальше, но и, даже, радоваться жизни, не размышляя, а лишь рефлексируя.

  3. Здравствуйте.
    Рефлексия — довольно хорошо определенное, нередкое понятие. Оно достаточно часто встречается в обиходе у людей, способных к осознанному самоанализу.
    И происходит оно не от слова «рефлекс». Оно, как и слово «рефлекс», происходит от латинского корня «reflex», что означает «отражение», «обращение назад». Пишу не очень правильно, но суть верна. Кому интересно — даже википедия поможет. Дальше совершенно неверно разбирать слово «Рефлексия» в контексте неосознанного поведения, при том, что это слово рассматривается как способность субъекта грубо говоря анализировать самого себя, свои поступки и переживания. Т.е. практически полностью противоположно статье.
    То, что вы написали, хорошо разобрано у Аллана Пиза в книге «7 навыков высокоэффективных людей». Кажется, это там первый навык.

  4. Юрий, КАЖДЫЙ человек волен понимать под, в общем-то, общепринятыми, даже бытовыми, словами-терминами, СВОЁ — отличное от ОБЩЕПРИНЯТОГО. При этом, давая этим понятиям определения и, как правило, ссылаясь на неких личностей или источники, кои для них считаются непререкаемыми авторитетами, — которые «глаголят истины в последней инстанции».
    Иначе говоря, наводить «тень на плетень», буквально, жонглируя словами, понятиями, определениями, в истории культуры, а в особенности, в философии, психологии и социологии, всегда охочих было ни мало. В поисках оригинальности, славы, денег, известности, и прочее.
    Вы мне советуете почитать некоего малоизвестного оригинала Аллана Пиза. Мол, там — «ума палата». А я вам советую вспомнить со школьного курса ВСЕМ известного Павлова.
    И вообще, старайтесь, по жизни, как говорится, «называть вещи своими именами». Это как-то ближе, если не к истине, то к правде.

  5. Ещё раз, Юрий, поясняю свою мысль:
    Рефлексия — следование человеком в своём мышлении, эмоциях-чувствах, в поведении, НЕОСОЗНАННЫМ — не подвергнутым рациональному-разумному осмыслению, посылам. Эти посылы формируются наследственной и природной сущностью человека, встроенной в механизм его жизнеобеспечения, главным образом, через подсознание человека, в виде, как правило, комплексов рефлексов — объединённых в инстинкты, реже, одного рефлекса.
    А самоанализ — это, всего лишь, элемент самосознания человека — попытка осмысления человеком своего «Я».
    Подменять, смешивать эти понятия, и давать им свои определения, строя на этом целые псевдо «научные» теории — это всё, извините: «бред сивой кобылы».
    Несмотря на то, что: этот бред может освещаться в литературе, в учебниках, и прочее. Например, признаваться за истину в определённых кругах людей, как правило, с богатым воображением, с претензиями и амбициями знать и понимать то, что никто не знает и не понимает. Типа, синдром не признанного гения.

  6. «Подменять, смешивать эти понятия, и давать им свои определения, строя на этом целые псевдо «научные» теории — это всё, извините: «бред сивой кобылы».»
    Вы же сами придумали свое определение рефлексии, противоречащее общепризнанному и построили вокруг него теорию :)))
    За сим удаляюсь. Думаю, вам интересно самому давать значение словам и спорить с собой об этом. Ни одного определения рефлексии, которое похоже на ваше я не нашел. И у Павлова тоже. Так что дальнейшее считаю антинаучным. Это как с Задорновым спорить о этимологии.

  7. Юрий, а вы своим умом жить не пробовали? В рамках житейских и гносеологических (познавательных) парадигм (правил)?
    Давайте так, по простому, именно в этих рамках рассуждать:
    Рефлекс — это когда, типа, «лягушка ножкой дёргает и у собаки слюна течёт». Это, у них, как и у человека, проявление их психическо-биологической сущности — вне зависимости от их сознания.
    А никак не проявление их «способности анализировать самих себя», как вы считаете, вслед за своими авторитетами. Главное здесь: это — бессознательная, или слабо управляемая сознанием человека, деятельность.
    Следовательно: рефлексия — это некая совокупность рефлекторных, читай неосознаваемых, инстинктивных, действий человека.
    А остальное всё, повторяю: измышления — «бред сивой кобылы» — плоды оторванного от реальности воображения.
    Впрочем, вас не переубедишь, ибо вы находитесь под влиянием «научных» теорий и авторитетов их создавших. И, извините, повторяю, совсем не хотите познавать действительность такой, какова она есть. Почему? — это ответ уже в рамках вашего развития, как человека и как личности.

  8. Хамоватая настырность, отсутствие сомнения, — то, что называется в науке метафизикой и догматизмом. Это про вас?
    Много чести: вы просто тупой болван, начитавшийся «умных книжек».
    Он себя возомнил выше Задорного, — просто охренеть, как некоторых распирает от самомнения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *