Последнее обновление статьи: 28.02.2019
Содержание
Проблема лени, безволия и труда, как фактор жизни человека
Проблема лени – глобальная проблема человека
Каждый, немного подумав, согласится с тем, что проблема лени, в силу того, что она стоит перед человеком постоянно, неизбежно и всю его жизнь, – глобальный фактор его жизни.
И разобраться в ней – понять её сущностные элементы – «дело чести» каждого человека, несмотря на лень и в этом.
Лень многолика – имеет много форм и содержания: от лени собственную «пятку почесать», до лени что-либо вообще делать в своей жизни.
Поэтому, необходимо иметь общее определение-понятие лени, чтобы не «плутать в трёх соснах» знания. По-моему, не будет ошибкой определить лень, как: нежелание человека проявлять какую-либо активность в своей жизни.
Лень – нежелание человека проявлять свою жизнедеятельность. А так как жизнедеятельность состоит в совокупности и по отдельности из таких актов активности, как телесная, психическая, чувственная и интеллектуальная, то и лень будет соответствующая:
1. Телесная, животная лень – нежелание совершать какие-либо телодвижения, «лень шевелиться».
2. Психическая лень – общее нежелание проявлять психическую активность, а так как она состоит из чувственно-эмоциональной и интеллектуальной активности, то есть смысл выделить их отдельно.
3. Чувственно-эмоциональная лень – эмоциональная, чувственная «глухота» — нежелание реагировать на внешние и внутренние факторы жизнедеятельности человека, проявляя эмоции и чувства.
4. Интеллектуальная лень – нежелание думать, размышлять, когда «разум отдыхает, спит».
Обращаю внимание: так как человек, в основном, воспринимает и ощущает свою жизнь как единый поток, то и лень, как правило, бывает совокупным ощущением: Ничего не хочу.
Но, очевидно, как и жизнь бывает дискретна – разделена на события и на реакции на них, так и лень бывает на что-то и к чему-то.
Например, «классика жанра»: лень работать, учиться, но вот, всё остальное, — всегда, пожалуйста.
То есть, иначе говоря, проблема лени, как таковая, в принципе, не решаема: если хочется делать что-то, то, с такой же очевидностью, не хочется делать что-то иное. Или вообще ничего – всеобщая лень.
Проблема лени, как процесс жизнедеятельности человека
Понятно, что, несмотря на внешне кажущуюся одноразовость лени: лень пришла, наступила и ушла, прошла, лень – это не одноразовое явление, а процесс.
Более того, есть основание предположить, что процесс лени, в независимости от форм и содержания, имеет свой механизм протекания – свои стадии и циклы.
Но, для начала, нужно понять сущность лени: откуда она берётся – в чем источники её существования.
Искать эти источники в отрыве от активности человека бесполезно, ибо очевидно, что лень, будучи анти активностью человека, есть её обратная сторона.
Иначе говоря, лень человека и его жизненная активность – это единый процесс жизнедеятельности, а проблема лени – это проблема активности.
Следовательно: сущность лени, именно в том, что это обратная сторона – противоположность жизненной активности человека, в целом, или в той или иной области.
А если мы вспомним, что любой процесс в человеке протекает по схеме: возбуждение – торможение – вновь возбуждение, и так дальше, то проблема лени будет видеться в таком свете:
1. У человека есть различные источники его активности.
Это, прежде всего, его животные, а затем и духовные, человеческие потребности. Именно необходимость удовлетворения своих потребностей заставляет человека «шевелиться», притом и телом и мозгами.
2. Удовлетворение той или иной потребности, ведёт к угасанию или временному исчезновению этой, определённой этой потребностью, активности.
Например, «набегавшись», удовлетворив свою потребность в физической активности, человек, тут же сталкивается с проблемой лени.
Или, решив какие-либо сложные интеллектуальные задачи – «надумавшись», человек испытывает лень думать, притом вообще или об этом, в частности.
3. Здесь следует обратить внимание на то, что человек, будучи системой, сталкивается с тем, что процесс в какой-либо области его жизнедеятельности, связан с другими процессами в организме, включая и его сознание, как процесс психической деятельности.
То есть, «надумавшись» или «набегавшись», человек начинает испытывать торможение во всех областях своей жизнедеятельности – лень имеет, поэтому, комплексный характер.
4. Конечно, если не доводить какую-либо активность до крайности, а прерывать её или переключать её на другую активность, то и лень наступать не будет.
Нет перевозбуждения – не наступает торможения активности – не возникает ощущения усталости – нет лени – нет нежелания продолжать эту активность далее.
5. Как только процесс активности, вызванный потребностью, произойдёт до конца: активность перестанет сдерживаться ленью – ощущением нежелания это больше делать, цикл начнётся вновь и повторится.
Например: после сытного приёма пищи, «лень даже посуду убирать». По истечении 3-4 часов происходит активизация в этом плане – лень начинает исчезать.
Проблема лени и безволия человека
Что такое воля человека? Это способность проявлять свою жизненную активность вопреки чувственно-эмоциональным желаниям, руководствуясь своими человеческими качествами – своим духом.
То есть, если человеку хочется кричать от телесной или чувственной боли, включая душевную, он может проявить волю и не делать этого.
Иначе говоря, волевое усилие – это поступить вопреки желанию, в угоду разуму.
Можно ли преодолеть лень – снять проблему лени волевым усилием? Ну, а почему нет? — все мы делаем это время от времени, и не так редко, как нам бы хотелось.
Притом и в большой и в малой жизненной активности – от: не хочу молчать, но промолчу, до: я знаю, что мне нужно двигаться или бросить курить, пить, иначе погибну.
Проблема-то тут стоит не в лени и даже не в силе воли, как ни странно, а в силе – в качестве и в количестве, духовности человека.
Иначе говоря: насколько человек сильнее своей животной ипостаси – насколько он может совладать «со зверем в себе».
Ибо животная ипостась человека – это жизнь в чувствах и эмоциях, тогда как человеческая ипостась – жить, руководствуясь разумом и нравственностью – духом.
Вывод: проблема лени и воли-безволия человека, решаема преодолением лени волевым усилием. НО, сама воля – это проблема уровня человечности конкретного человека – проблема его духовности.
Проблема лени и труд человека
По-моему, сейчас и дети уже знают, что «не труд создал человека, а лень». Так ли это на самом деле? Здесь, на мой взгляд, проблема лени и встаёт «в полный рост».
Ибо, понятно, «что ленивые обезьяны взяли в руки орудия труда, а их трудолюбивые собратья, так и прыгают по веткам». НО, без производительной активности – «без труда, не вытащишь и рыбку из воды».
То есть, все заумные рассуждения по поводу лени и труда, и их роли в жизни человека, возникают от элементарного непонимания единства процесса лени и труда, как производительной активности.
Мол, труд — сам по себе, в вот лень, как мешающая труду, – сама по себе.
А отсюда, например, родители «долбят» с утра до вечера своего ребёнка: Ты ленивый – не будь таким ленивым. Или, эти же дети, пишут сочинение в школе, типа: Проблема лени и труда в жизни человека.
Когда нет такой проблемы: лени без труда – лень, не есть самостоятельная сущность – она не может «висеть в воздухе», рассматриваемая вне труда, как человеческой активности, по производству чего-либо: продуктов, услуг, знаний, и прочее.
Прикладное значение понимания проблемы лени
Сразу скажу, что, на мой взгляд, с ленью, своей и чужой, не нужно бороться, а её нужно понимать, чтобы ею управлять, заодно со своей и чужой жизненной активностью. То есть:
1. Если мы имеем проявление лени у себя или у кого-то, то говоря: Не ленись, — мы призывает человека проявить волевое усилие и заняться чем-либо вопреки его желанию.
2. Каждый человек, на собственных примерах знает, что активность, поддерживаемая волевым усилием, самая не эффективная – не производительная и быстро утомительная, к тому же.
То есть, делать что-либо через силу, вопреки своим желаниям, в виде чувств и эмоций, у человека очень плохо получается. Такова природа его жизненной активности.
3. Лень, как таковая, это ощущение и проявление нежелания делать что-либо.
Следовательно, человек ленится только в случаях усталости вообще или от этого вида деятельности. Или, когда эта деятельность не является его потребностью.
4. Потребность в деятельности – отсутствие лени, может быть как осознанной, в виде интереса, так и подсознательной – в виде ощущения отсутствия лени.
5. Хотите сами не лениться, хотите, чтобы кто-то не ленился – или заставьте их интересоваться этой активностью, или дайте им отдохнуть – пройти фазу торможения – лени.
6. Проблема лени, ко всему прочему, как и вся жизнедеятельность человека, вплотную завязана со стереотипностью – с привычками.
То есть, человек может иметь привычки, как лениться, так и работать.
Хотите, снимать проблему лени, у себя или своего ребёнка, мужа, жены? – боритесь с привычкой лениться, и приобретайте, развивайте привычку к той или иной жизненной активности.
Конечно, здесь рассмотрены не все аспекты лени и активности человека. Например, интересно, а как соотносится проблема лени и трудоголизм?
Но, в целом, по-моему, я осветил основные аспекты проблемы лени – «лени-матушки», как мы её любовно называем.
Ещё статьи по этой тематике:
Отношение к работе — исполнитель, управленец, творец
Эмоции, чувства, разум – свойства человека и мира
Что самое главное в жизни человека? Понять себя
Семейные обязанности и свобода мужа, жены, человека
Без чего не может жить человек — что нужно человеку для жизни?
Воспитание детей родителями – обязательный минимум воспитания