Любовь, семья, жизнь – Х-фактор

Философия жизни мужчины и женщины: отношения, любовь, секс, семья, дети, человек и социум. В поиске лучшей доли: если не сейчас, то когда?

Комплекс неполноценности – защита самосознания личности

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности, как избавиться и не заиметь

Комплекс неполноценности, общие понятия и представления

Нужно сразу сказать, что комплекс неполноценности – многогранный процесс, как по внутреннему содержанию, так и по своим внешним проявлениям.

Поэтому, на мой взгляд, чтобы не утонуть в частностях этого явления, просто-таки необходимо говорить, в основном, о сущностях комплекса неполноценности.

И, сразу нужно оговорить, что это такое, с точки зрения медицинской психиатрии и с точки знаний о работе сознания человека. Что это: болезнь психики, её патология, или, просто, особое состояние сознания человека?

На мой взгляд, учитывая, что комплекс неполноценности пронизывает всё сознание человека, как особое восприятие и рефлексия самосознания – «Я», можно вполне считать, что это может перейти в болезненное, НЕАДЕКВАТНОЕ восприятие действительности, если сознание станет изменённым от нормы.

Или сопутствовать ему, будучи элементом какого-либо психического заболевания, например, из ряда психопатических болезней.

Вместе с тем, как я ниже покажу, комплекс неполноценности – одно из проявлений самозащиты личности человека — его сознания и самосознания, базирующейся на инстинкте самосохранения человека.

Поэтому комплекс неполноценности бывает, хоть иногда, у всех людей, вне зависимости от их свойств, возраста, социального положения, и тому подобное.

Ибо почувствовать себя обделённым относительно других людей или отдельного человека, может хоть королева, хоть, извините, бомж. Дело случая, обстоятельств и наличия тех самых людей, которые вызывают комплекс неполноценности у других людей.

Комплекс неполноценности, сущность ощущений и проявления

Дело ведь в чём, здесь: что вызывает комплекс неполноценности?

Осознанное или подсознательное САМООЩУЩЕНИЕ своей ущербности – неполноценности относительно других людей?

Нет, ибо, тогда все дети, поголовно, страдали бы комплексом неполноценности, — ведь, признаются и признают они это или нет, но ВСЕ взрослые для них, так или иначе, более значимы и «продвинуты» в жизни.

Самоощущение своей меньшей значимости – это лишь предпосылка комплекса неполноценности – причина его причины.

А причина в том, что человек не согласен, не принимает такое положение обстоятельств, повторяю: осознанно или подсознательно, что кто-то более значим, чем он.

Притом, это самовосприятие, как правило, начинается из ощущения своей ущербности в чём-то одном. Например: я не могу говорить так красиво как он, я не так красива, я не так богат, и прочее.

Но, очень быстро, эта ущербность, если она засела в сознании и начинает развиваться в воображении человека, приобретает форму глобальной, комплексной, доминантной и самодостаточной рефлексии на окружающее: Я не такой как все – я хуже.

Ну, так: Я вам всем покажу, какой я не такой! Это вы, в сравнении со мной, — никто!

Образуется комплекс неполноценности, как стремление человека доказать «по всем фронтам» своих отношений с людьми, которые вызывают этот комплекс: Вы менее значимы, чем я, везде и во всём.

То есть, банально: человек стремится доказать всем и везде, и прежде всего самому себе: Я значим, и ничем не только не хуже, но и лучше!

Почему, сразу или постепенно, проявление комплекса неполноценности переходит на отношения со всеми или с большинством окружающих людей?

А в силу, как раз, комплексности комплекса неполноценности: такое отношение к жизни, к людям, становится основным и доминантным способом жизни среди них. Если становится, — если комплекс неполноценности появился и развился.

Комплекс неполноценности, причины появления и сущность

Естественно, если комплекс неполноценности проявляется и существует как свойство личности относительно других людей, то нужно в самой этой личности искать исходники этого процесса.

Очевидно, что это проистекает из особого состояния самосознания личности, — кроется в её «Я».

В чём же? А, логически вытекает, что в САМООЦЕНКЕ личности. Ибо эта самооценка и есть не что иное, как сравнение себя с другими людьми, или, даже, с одним другим человеком.

По какой шкале, в принципе, может происходить это сравнение? Ну, вот, типа, так:

1. Я ничем не хуже и не лучше этих людей (этого человека) – нейтральная самооценка.
2. Я лучше этих людей (этого человека) – высокая самооценка.
3. Я хуже этих людей (этого человека) – низкая самооценка.

Подчёркиваю, что это САМО оценка, — то есть она субъективна и может, как соответствовать действительности, так и нет.

Самооценка, как таковая, — сущностное свойство самосознания человека. Ибо, лишь только оценив себя относительно других людей, человек приходит к появлению феномена самосознания – к своему «Я».

Но, нужно понимать, что сама по себе, самооценка, любая, не может быть причиной появления комплекса неполноценности у личности.

Ибо, ну и что с того, что личность обладает низкой самооценкой? Это ей не мешает жить среди людей, заняв свою социальную нишу, вовсе не комплексуя по этому поводу. И это мы наблюдаем, сплошь и рядом, во всех формах отношений людей.

Что же тогда актуализирует самооценку – делает её исходом появления и развития комплекса неполноценности?

На мой взгляд, поводом здесь служит повышенная амбициозность личности, которая может базироваться на скрытом от самого человека инстинкте самосохранения.

Как же так, спросит кто-то: Ведь инстинкт самосохранения это сущностный основной инстинкт не только каждого человека, но и любой биологической сущности? И он не порождает явления комплексования всех перед всеми, как способа самозащиты.

Всё правильно: у всех, инстинкт самосохранения, не порождает комплекс неполноценности, а вот у некоторых людей порождает. Что в них, в таких людях, такого особенного?

Недоразвитое «Я» компенсирует себя в комплексе неполноценности

Как функционирует «Я» в сознании обычного, нормального, адекватного человека?

Во всех своих жизненных проявлениях, оно сохраняет свои сущностные свойства самодостаточности, само определённости и непоколебимости: «Я» — есть Я!

Извините, по большому счёту, мне пофиг на мнения обо мне других людей – на их оценки и, даже, в известной степени, на мою собственную самооценку.

Ну, попереживаю, сильно или чуть-чуть, НО, моё «Я» останется НЕИЗМЕННЫМ – у не завишу от других в своей самооценке – в этом сущность меня.

Вот, что значит «Я» в самосознании нормальной личности: оно вызрело в процессе оценок и самооценок себя и других людей, и стало полноценным – независимым от других людей и, повторяю, в известной степени даже относительно своего сознания. Ибо оно стержень, гвоздь этого сознания.

Что же происходит в недрах неразвитого, незрелого самосознания личности?

Оно не самодостаточно, — открыто вовне, для влияния других людей, и в нем происходят постоянные процессы становления «Я» в виде доказательства себе и окружающим, и не только окружающим, людям: «Я» — это ВОТ ТАКОЕ МОЁ Я, — я вам и себе докажу, что я – это я!

Вот, именно этот процесс доказательства себе и людям, значимости и определённости своего «Я» и есть, то, что мы справедливо называем: комплекс неполноценности личности.

Комплекс неполноценности в виде причинно-следственных связей

Резюмируя вышесказанное, можно понимать комплекс неполноценности в виде такой цепи причинно-следственных связей:

1. Комплекс неполноценности базируется на инстинкте самосохранения человека, как на потребности защиты своего тела – своей животной ипостаси, и своего духа – человеческой ипостаси, в виде защиты, прежде всего своего самосознания – своего «Я».

2. Феномен комплекса неполноценности возникает как рефлексия недоразвитого, не самодостаточного «Я» личности, которому, буквально, кажется, что оно недооценено – более значимо, чем оно представляется всем, включая саму эту личность.

Иначе говоря, комплекс неполноценности возникает как затянувшийся, не оконченный процесс становления личности, которая не может найти место своего «Я», ни в своём сознании, ни в социуме.

3. Нужно понимать, что «Я» личности – это её ВООБРАЖЕНИЕ о себе. И, поэтому, оно лишь частично, в той или иной степени, соответствует действительности.

Обратите внимание: люди, которые «много воображают о себе», как раз, мало подвержены комплексованию по поводу своей неполноценности — их «Я», хоть и мало соответствует реальности, прочно и сильно.

Комплекс неполноценности и возникает тогда, когда внутренние или внешние факторы воздействуют на личность, таким образом, когда она теряет ориентиры в своей самооценке или воспринимает это как покушение на своё «Я».

То есть, когда у неё возникает необходимость доказывать: Я – это Я!

Комплекс неполноценности и «великие люди»

Вы представляете, оказывается, нынешние школьники-старшеклассники, до сих пор пишут сочинения о значимости комплекса неполноценности в позитивном развитии личности.

Я так понимаю, что делают они это при изучении Войны и мира Л. Толстого, где поставлен вопрос о гениальности Наполеона, обладающего ярко выраженным комплексом неполноценности.

Похоже, сейчас детям вообще ставят безальтернативную идею: комплекс неполноценности помогает человеку продвинуться в жизни.

Лично я, в шоке! – апологеты очумелого индивидуализма Запада, вообще, извините, и обнаглели и охренели. Выдрать из Толстого такое, и представить как безальтернативный вариант развития личности, это верх цинизма и подлого отношения к народу на пути превращения его в быдло: Пипл схавает!

Бесспорно, мы имеем, у всех на слуху, одиозных исторических личностей, таких как: Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Если кто-то пообразованней, чуть-чуть, вспомнит Брежнева, Хрущёва, Горбачёва, Ельцина.

Все они, однозначно и очевидно, обладали комплексами неполноценностей.

Ибо суть их жизней, волею случая и их стараниями, оказавшихся значимыми для всего мира, по сути, есть не что иное, как проявление комплекса неполноценности: они доказывали и себе и, так уж получилось, что всему миру, свою значимость.

Я – Наполеон, Я – Ленин, Я – Сталин, и так далее, — доказать это было сутью их личной и социальной жизни.

Более того, все эти личности, на историческую и их личностную поверку, оказывались людьми глубоко, если не полностью, зависимыми и от исторической необходимости и от воли и влияния других людей.

Более того, очевидно, что, когда-то в своей жизни вообразив себя великими личностями, на самом деле таковыми не являясь, они всю жизнь доказывали себе и окружающим, что они таковыми являются на самом деле.

Но, если говорить о такого рода «великих людях» именно в разрезе их комплексов неполноценности, то тут важно обращать своё внимание и внимание других (это я вам говорю, бедные учителя), что их «великость» принесла неисчислимое горе социуму. Да и им самим, тоже.

И, что характерно, и окружающим их, в том числе и близким, людям. Ибо, понятно: «великий человек» имеет великий комплекс неполноценности, который явно, уже, не может не быть не в форме психической патологии.

Люди с комплексом неполноценности в нас и вокруг нас

К сожалению, комплекс неполноценности бывает не только у великих людей и не только у людей с психическими отклонениями.

Как я говорю и показываю выше, комплекс неполноценности возникает как противоречие между «Я» личности и действительностью, когда на неё указывают другие люди, или человек сам видит это не соответствие.

То есть, воображал себя таким человеком, а тебе «в морду тычут»: Да ты совсем не такой! – и так это, убедительно тычут. Или думал-думал, что я такой, а тут попал в новые люди, в новые обстоятельства, и на тебе: оказывается, что я вовсе не такой!

Вот и возник комплекс неполноценности, в той или иной степени, в зависимости от степени несоответствия между воображением своего «Я» и его новым представлением.

То есть, комплексованию подвержены люди с шатким, непрочным представлением о себе.

А, скажите, таких людей мало или много? Правильно: таких людей большинство.

Ибо, как и большинство людей с самосознанием не в виде «Я», а в виде «Мы» — как социального явления сбивания людей в толпы с общим самосознанием, как рудимента стадного образа жизни.

Разве самосознание в форме «Мы» может быть устойчивым, прочным, а тем более самодостаточным? Ведь, оно таковым не может быть априори.

Люди изображают, воображают своё «Я», как подражание другим людям из своей социальной группы или как подражание какому-то своему идолу.

Только тронь их самосознание, — вырази сомнение в адекватности и идентичности его воображаемого «Я» и его действительного!

Тут же из всех щелей полезет комплекс неполноценности этого человека: Да я! Да ты! – этот человек пойдёт вразнос, доказывая, что: вот он личность, а ты, по сравнению с ним, — никто.

Нет другой личности, некому указывать на твою личность, не с кем себя сравнивать — нет проблем собственной личности.

И это не абстракции, а реалии нашей жизни, и комплекс неполноценности, незримо или зримо, не только присутствует вокруг, как, за редкими исключениями, атрибут отношений людей во всех формах.

Стоит внимательно посмотреть, и мы можем увидеть проявление комплекса неполноценности:

1. Между мужем и женой, когда муж или жена доказывают партнёру право иметь своё «Я», а другой, походя и каждодневно, порождает у них комплекс неполноценности, раздавливая личность жены или мужа.

2. Между приятелями и друзьями, когда дружба кончается или подвергается прочности на разрыв, когда один начинает комплексовать перед личностью другого, а другой просто не может понять, а в чём дело.

3. Между родителями и детьми, когда комплекс неполноценности может быть у детей относительно родителей или у родителей, относительно повзрослевших детей.

4. На работе, когда личность пытаются растоптать и загнать в стандарты сложившегося коллектива или в рамки строго формальных отношений.

И так далее и тому подобное.

Главное, ведь, что? Понимать суть процесса комплексования и не иметь своего комплекса неполноценности, и стараться не порождать его у тех, кто с тобой вступает в отношения или уже их имеет.

Как понимать, это я описал, а как избегать и как не иметь комплекс неполноценности, это, равносильно, что научить жить каждого и всех сразу – невозможно.

Ибо становление «Я» и жизнь с этим своим «Я» — это таинство и свинство жизни каждого, — персонально.

Не лезьте в жизнь другого, и не будете иметь комплекс неполноценности, ни его, ни свой. Или извините, хрюкайте одинаково в одной луже жизни: тоже никаких комплексов не будет – одно удовольствие.

Комплекс неполноценности, почему бывает агрессия или смирение в проявлении?

Некоторые люди, ошибочно, полагают, что проявление комплекса неполноценности может быть не агрессивным, а смиренным.

Мол, ну, вот явно же видно, что этот человек неполноценный, но он же тихий и смирный, как овечка.

Вот именно: осознание и признание человеком своей неполноценности относительно другого человека или людей, это вовсе не есть комплекс неполноценности личности.

Типа: ну и что с того, что они лучше – умнее, богаче и прочее, у них своя жизнь – у меня своя.

А вот комплекс неполноценности всегда агрессивен, априори: как и агрессивна его инстинктивная подоплёка – самосохранение и самозащита человека.

Если в первом случае, мы имеем факт признания своей личности — факт принятия её таковой, как она есть, и отношения к ней, соответственно, то, в случае комплексования, как раз наоборот: личность не признаёт отношение к себе как к ТАКОЙ личности.

Иначе говоря, проявление комплекса неполноценности всегда агрессивно.

Тема настолько обширна, что я отдаю себе отчёт, что что-то забыл, или даже что-то не знаю в ней.

Например, я не написал, что, по различным причинам, можно осознанно и искусственно вызвать у человека комплекс неполноценности. Лично я, обожаю это делать при случае, чтобы «поставить человека на его место».

Пожалуйста, в комментариях, всё, что можете дополнить, поправить в теме Комплекс неполноценности.

Ещё статьи по этой тематике:

Комплексы неполноценности у женщин, у мужчин и у детей

Комплекс неполноценности и жлобство в отношениях с людьми

Любвеобильный мужчина, гулящий мужчина, бабник — комплекс Дон Жуана

Агрессия человека – явная и скрытая агрессивность людей

Самоутверждение личности в отношениях — самосохранение и самооправдание

Самоутверждение и самодостаточность в отношениях людей

Амбиции – я себе и вам покажу, докажу, кто есть я

Самосознание личности и её маски. Жизнь, как маскарад

Самосознание личности — Я или Мы. Формирование, развитие самосознания

Самодостаточность сознания. Свобода выбора своей жизни

Самооценка личности — самомнение в ответе, кто я

Какие качества человека мешают жить ему и окружающим

Плохой и хороший человек, их свойства и признаки

Массовое сознание и развитие самосознания личности

Самоопределение личности, детские ошибки взрослых людей

Без рабочей ссылки на сайт, копирование материалов запрещено. Плагиат преследуется: автоматическая жалоба вашему хостеру и владельцу ресурса.
Поделиться в социальных сетях

комментариев 11

  1. Статья очень всесторонне освещает проблему. Выходит, лучше избегать этого комплекса у себя и не иметь дело с комплексующими людьми. Надо себя реально оценивать, а это дается только с хорошим воспитанием. Родители не должны позволять ребенку и переоценивать себя, и недооценивать.

  2. Совершенно согласен с такими выводами!

  3. Ирина

    25.03.2015 at 19:12

    А я хочу поделиться своими наблюдениями на эту тему. В силу своего хронического заболевания, я давно нахожусь в рядах инвалидов. И вот что я вижу порой: глубоких инвалидов, на колясках, требующих посторонней опеки, но таких активных, с талантами, стремящихся достичь маломальской высоты в социуме. Я так понимаю, что здесь не без комплекса неполноценности, т.к. ну, никак таким людям не скрыться от сознания, что они по любому не такие как большинство из людей. Но их агрессия по этому поводу получила созидательный вектор — я докажу,что я такой как все через поступки и свершения, которые в среде физически полноценных людей считаются нормой. Т.е. агрессия направлена вовнутрь «комплексующегося». Они стремятся ездить в путешествия по миру, становятся чемпионами в параолимпийских видах спорта, делают открытия и изобретения в разных сферах науки и быта, женятся, рожают детей и крайне дорожат таковыми статусами.
    На таком фоне резко выделяются здоровые люди, но с комплексами неполноценности, которые придают своей доказательной агрессивности вектор разрушения всего и вся вокруг себя: растаптывать окружающих, чтобы утоптать почву под собой и одному возвышаться на искусственном созданном для себя ландшафте в единственном числе. При этом распылив жизненные силы, на созидание ничего не остается.
    Это мое сугубо личное мнение и, конечно, я могу ошибаться.

  4. Те инвалиды, про которых вы говорите, Ира, вовсе не испытывают комплекс неполноценности. А с чего бы это у них было?
    Как правило, если они сохраняют свою жизнь и живут полноценно, то это автоматически обозначает, что они крепки в своём самосознании, или настолько укрепили своё «Я», будучи уже в своём нынешнем состоянии. Они никому ничего не доказывают, а если уж и делают это, то только для себя: Я могу, я смогу!
    То есть, как это ни странно может показаться на первый взгляд, они обычные самодостаточные люди, только жизнь у них, в силу инвалидности, несколько специфична, и их «Я», наверное, поэтому, на мой взгляд более прочно, сильнее и определённо, чем у обычного здорового человека.

  5. Ирина

    26.03.2015 at 14:07

    Да, Вы правы. Я неверный сделала вывод.
    А вот у себя в семье, выйдя замуж за человека с комплексом неполноценности, попыталась избавить его от этого, убеждая и пытаясь поднять значимость его, как личности. Это привело к тому, что его искаженное представление о себе еще больше исказилось, у него появились силы, но только для того,ч тобы усиленно втаптывать людей в грязь, но именно тех, кто был беззащитен перед ним из-за своей любви или симпатии к нему. Моя поддержка принесла обратный результат.

  6. Это, Ира, подтверждение, на Вашем личном опыте, что при всём старании переделать личность взрослого человека невозможно. В том числе, как показывает и мой опыт, тоже, и избавить его от комплексов неполноценности.
    Можно подвинуть на изменения, если он сам к этому готов, созрел, но что-то такого я не припомню: и чтобы он сам созрел и чтобы его можно было подвигнуть — всё тщетно, в конце концов, оказывается. Истинные свойства личности всё равно вылезут наружу, что ты с ней не делай, и как.
    Что-то у меня появилась идея написать статью о женских комплексах неполноценности — они рулят у 90% женщин, как минимум. Напишу, но времени сейчас вообще не хватает ни на что.

  7. Ирина

    26.03.2015 at 18:12

    буду ждать…

  8. Гвоздика

    22.09.2015 at 07:56

    Владимир, где обещанная статья о женских комплексах ? Дайте линк.

  9. Эта обещанная статья написана: ссылка на неё в перечне дополнительных статей по этой тематике в конце данной статьи. Называется: Комплексы неполноценности у женщин, у мужчин и у детей

  10. Гвоздика

    22.09.2015 at 22:38

    Спасибо, интересно.
    Вот вы пишите, что умеете осознанно вызвать у человека комплекс неполноценности, чтобы «поставить его на место».
    А как вы думаете, зачем мужчины иногда вызывают комплекс неполноценности у женщин. И как понять, когда люди пытаются самоутвердиться за счет других.

  11. Гвоздика, все манипуляции с целью вызвать ощущение комплекса неполноценности у другого человека имеют целью: или самоутвердиться или использовать этого человека в своих интересах.
    Например, можно вызвать у девушки, женщины комплекс неполноценности: «Да ты кто такая — да ты как и все — не больше, чем подстилка под мужчину», — и таким образом использовать её в своих сексуальных потребностях.
    А можно зайти от обратного: вызвать комплекс исключительности: Тебе несказанно повезло встретить меня, который единственный способен оценить тебя и твои прелести.
    Или можно самоутверждаться за счёт других: снимая ощущения собственного комплекса неполноценности. Здесь, тупо, нужно показать, как минимум самому себе, что я лучше своего оппонента по общению и отношениям, всячески принижая его относительно себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес не будет опубликован

*