Последнее обновление статьи: 28.02.2019
Содержание
Можно ли доверять кому-то, чему-то в жизни?
Можно ли доверять кому-то, чему-то? – можно ли доверять самому себе?
Вопрос, можно ли доверять кому-то и чему-то, встаёт, рано или поздно, в жизни любого человека. Почему?
А потому что, осознанно или не осознавая этого, но в своих отношениях с людьми и вещами, человек ВЫНУЖДЕН ВЕРИТЬ своим знаниям в виде представлений, что вот ЭТОТ человек такой-то, а эта вещь или её свойства такие-то.
Почему вынужден? А иначе просто-таки невозможно осуществить отношения: человек не может строить отношения с кем-либо и чем-либо, если не знает, а кто это или что это перед ним.
Кроме отношения боязни, страха, естественно: мы всегда и чувственно, как животные, и умом, как люди, страшимся неизвестности.
А вера – доверие своему представлению о своём знании, что этот человек такой, а эта вещь такая, нами понимается как знание о самом этом человеке или этой вещи.
Вот что важно уяснить в самом начале рассуждения, можно ли доверять кому-то или чему-то. Ведь, вот, что здесь главное: мы доверяем не самому человеку, не самой вещи, а СВОЕМУ представлению о нём, о ней.
То есть, парадокс: мы доверяем или не доверяем самим себе в своих отношениях с внешним миром, а не кому-то или чему-то. И вопрос, можно ли доверять кому-то, чему-то, правильно будет поставить так: А можно ли доверять самому себе – своим знаниям о людях и вещах?
Можно ли доверять кому-то, чему-то? – вопрос жизни
Вот смотрите, какой алгоритм жизни здесь имеется у человека:
1. Человек встречает другого человека или людей или сталкивается с какой-то вещью, вещами;
2. Для того, чтобы установить с ними хоть какие-то отношения, он должен иметь представление, а кто они или что они есть – кто они такие и что они такие;
3. И это представление человек тут же получает: или на основе собственного опыта знаний о подобном.
Или, опять же, покопавшись в памяти, и найдя смежные знания, делает мыслительное заключение: Этот человек такой-то, эта вещь такая-то.
Или, исследовав информацию, полученную от этого человека, и сам, ощутив его или эту вещь, приходит к выводу о том, кто это такой или что это такое.
Или, как правило, всё это в совокупности: и представление готово — мы знаем или думаем, что знаем, об этом человеке, вещи столько, что можем вступить с ними в отношения.
4. В любом случае, вступая с человеком или с вещью в те или иные отношения, мы имеем знания о них, в виде своих представлений о них.
5. А какие знания? – А какие представления? – верные или ложные, истинные или иллюзорные? Вот где лежит источник вопроса, а можно ли доверять людям и вещам в своей жизни.
6. Ибо, если наши знания-представления о человеке, людях, вещи, вещах истинные – соответствуют тому, что они есть на самом деле, то отношения с ними будут, буквально, адекватными – соответствующими реалиям.
А если наши знания-представления иллюзорные, ложные, то отношения ничем хорошим не могут закончиться априори. Ибо, если знания о человеке, вещи ложные, то и отношение к нему будет автоматически таким же.
И отношения между ним, ими и этим человеком будут не только не верными, но и опасными. Притом вдвойне опасными. Почему?
Я тебя знаю – я тебе доверяю себя, свою жизнь
В самом деле, смотрите, что мы делаем, когда мы считаем, что мы знаем этого человека, людей или вещь, вещи. Мы начинаем ДОВЕРЯТЬ им – мы, буквально, перестаём их бояться и опасаться: Я тебя знаю – ты не можешь что-то сделать такого, чего я от тебя не ожидаю.
Человек, элементарно, утрачивает чувство опасности: У меня всё под контролем – я знаю – знание — моя сила и уверенность, что всё будет хорошо.
Вот в чём тут двойная опасность: во-первых, в утрате чувства опасности, а во-вторых, в изначальной ложности уверенности в своих знаниях.
Например, женщина выходит замуж, предполагая, что она, хоть в основе, знает этого мужчину и, ПОЭТОМУ, может довериться ему.
НО, повторяю, на самом деле, она доверяется не этому мужчине, как таковому, а своим или, даже чужим, представлениям о нём. Это, уже, очевидно, опасно.
Но ещё опаснее то, что она уверена в своём знании этого мужчины, ибо она доверяет ему – своим знаниям о нём. А эти знания, принципе, НИКОГДА не могут быть ни полными, ни истинными. ПОЧЕМУ?
Можно ли доверять кому-то, чему-то? Нет. А почему?
Как мы поняли выше, доверие построено на представлении человека о том, что он знает этого человека, людей, вещь или вещи.
Более того, из этого посыла легко понять, что доверяя кому-то или чему-то, мы, буквально, вручаем свою жизнь в руки этого человека, людей, вещи, вещей.
В самом деле, доверяя человеку, мы называем его мужем, женой, другом, товарищем и вступаем с ними в близкие, личностные, не формальные отношения. То есть, наши отношения ничем не защищены, кроме как нашим доверием к ним.
Доверяя вещи или вещам, например, мы садимся за руль машины и едем на ней, доверяя машине. Верим и доверяем, что она не сломается в дороге, и что дорога не приведёт в кювет.
И так далее и тому подобное: все наши отношения с людьми и вещами построены по такой схеме.
Например, прочитав рецепт блюда, мы доверяем, вверяем его автору свою жизнь, в надежде, что он нас не отравит, или, по крайней мере, не переведёт наши продукты и время.
И так, со всеми и везде, пока, извините, не обломимся и не запричитаем: Можно ли верить людям, можно ли доверять себя этому куску железа, и прочее, если он, она, они нас ОБМАНЫВАЮТ — представляются ТАКИМИ, не являясь такими на самом деле!
Нельзя никому и ничему верить, потому что все врут и все обманывают и ведут себя не так, как вы ожидали от них, и представляли, какими они должны были быть?
Можно ли верить людям? Можно ли верить вещам и обстоятельствам? — когда они такие обманчивые, непостоянные, а то и откровенно лживые? – возмущаемся мы, сполна вкусив от неправильных, плохих отношений с людьми, вещами, и обстоятельствами их и своей жизни.
Ладно, спокойно, дамы и господа: в чем вина других, если вы сами себе вообразили, что вы им доверяете-верите, потому что их знаете?
А теперь, если вы не страдаете умственной отсталостью, скажите себе, пожалуйста: А можно ли, в принципе, полностью и правильно знать человека или людей, как таковых, или, в частности, например, в своём коллективе?
А можно ли знать все свойства вещей и процессов вокруг, настолько, чтобы быть уверенными в них на все 100%?
Вон, камень на дороге поднимите и положите в карман: вы уверены, что это для вашей жизни небезопасно – вы знаете ВСЕ свойства этого камня?
Если вы взрослый и разумный человек, то не нужно быть академиком или философом, чтобы понять: реалии таковы, что человек и в целом человечество, ОГРАНИЧЕНЫ в своих знаниях людей, вещей и процессов вокруг себя.
И, включая самого себя: человек не знает точно и однозначно не то что, как работают его мозги, но и, как работает его организм.
И правильно некоторые философы говорят, что человек живёт не в мире реалий, а в мире кажимостей – не в мире истинных знаний о себе, о вещах и процессах вокруг, а в мире своих представлений о них, которые, в лучшем случае, частично истины.
Истины настолько, чтобы человек мог жить среди них и приспосабливать для себя, и приспосабливаться к ним.
Даже научные знания человека, при приближении к сущностям вещей и процессов, оказываются всё более отодвигаемыми вглубь незнания: Познание бесконечно! – восклицают истинные учёные.
Верить в то, что что-то или кого-то знаешь наверняка – абсолютно, это, как минимум — глупо, а как максимум – идиотизм.
Так что, получается: не знаешь, но думаешь, что знаешь, и поэтому доверяешь. Можно ли доверять, тогда, хоть чему-нибудь? Нельзя же, ведь, жить без доверия: озираясь на всё и на всех, и боясь шагу ступить.
Можно ли доверять? Доверяй, но сомневайся – проверяй
Вот, кстати, кому и почему доверяют люди больше всего? Себе? Не угадали: люди, наоборот, не склоны доверять себе, поэтому они, по жизни, и кучкуются, чтобы не было так страшно поодиночке.
И вообще, для отдельного человека, человеческие, а не животные, знания – это продукт коллективного, социального знания.
Даже, если он сам впервые открыл что-то такое, что люди не знали, – без базы предшествующих знаний людей, он этого никогда бы не сделал – это факт неоспоримый.
Люди абсолютно доверяют богу, ибо, обратите внимание: он всё знает. А раз он всё знает, то на него можно полностью положиться – полностью доверить ему свою жизнь.
Только, много ли таких верующих, доверяющих богу ТАК, людей, даже среди служителей Церкви? Правильно: На бога надейся, а сам не плошай, — это ли не высказывание недоверия богу, верующих всуе? – то есть, основной массы религиозного населения.
— Ты мне веришь – ты мне доверяешь? – спрашиваем мы у тех, чьё доверие нам необходимо.
— Я тебе больше не доверяю, не верю, — говорим мы тем, которые обманули наши представления о них.
— Можно ли доверять тебе – знаю ли тебя настолько хорошо, чтобы верить тебе?
Эти вопросы – реальное отражение нашего бытия среди людей – первостепенные вопросы наших отношений с людьми и вещами.
Так, можно ли доверять или как?
Вот смотрите, как это делают наиболее разумные среди людей:
1. Я верю и доверяю, лишь тому, что сам знаю.
2. Я верю и доверяю настолько, насколько уверен в своих знаниях.
3. Даже если я абсолютно уверен, что мои знания истины, но я знаю, что это так ТОЛЬКО на этот момент и в этом случае, в этом событии жизни.
Ибо, даже в следующий миг, всё может перемениться: правда станет ложью, знания станут иллюзией или обманом – всё меняется и развивается в этом мире.
4. Всё знать ни о человеке, ни о людях, ни об отношениях между ними, ни о вещах, и процессах в них, включая и самого себя – НЕВОЗМОЖНО.
Грубо говоря, потому, что мир ТАКОЙ большой, а наши мозги ТАКИЕ маленькие.
Поэтому верить и доверять никому и ничему, полностью и абсолютно, нельзя. Можно доверять, при уверенности в своих знаниях этого объекта, но только здесь и сейчас.
5. Разумный человек понимает, что доверять человеку, вещи, обстоятельствам – это сделать свою жизнь зависимой от них – доверить свою жизнь им, буквально.
6. Доверять человеку, вещи, процессу – это не качество отношения.
Ошибочно поступает тот, кто доверяет лишь потому, что хорошо относится или хочет хорошо относиться к человеку или вещи. Или не доверяет потому, что испытывает к ним неприязнь.
Ибо доверие – это не оценочное отношение, а факт знания или незнания человека, вещи, обстоятельств. Пусть это знание, даже, обманчиво.
Например, мужчина может любить женщину не из-за того, что ей доверяет, а совсем из-за другого. Да и вообще, разве можно любить женщину за доверие к ней?
И, разве, разумный мужчина, муж доверяет женщине, жене, всегда и во всём? Если да, то, разве, он разумный?
Женщина может доверять мужчине, но испытывать к нему неприязнь – она может просто знать и доверять своему знанию, что этот мужчина не очень хороший, и доверять тому, что он таким и будет.
Люди могут доверять или не доверять, например, своей машине, но при этом любить её или считать «ведром с гайками».
7. Можно ли доверять? Доверяй, но сомневайся – проверяй.
Только, как всегда, не надо ничего доводить до крайностей.
Доверяешь, так доверяй и показывай это. Сомневаешься, не веришь, ну, так: или докажи себе и людям своё и их заблуждение, или не пугай ни себя ни людей своими подозрениями и сомнениями.
Как, например, тот ревнивец, который недоверие – своё кажущееся ему знание, довёл до идиотизма: фактов нет, а он ревнует к каждой мужской тени.
Знаешь – веришь – доверяешь, но знаешь, что можешь и ошибаться, — что тут непонятного? Не знаешь, не веришь, не доверяешь, пока не узнаешь – всё просто.
Можно ли доверять? Можно, но осторожно, – это уже аксиоматичные алгоритмы человеческого общежития – народная мудрость.
Осталось только всем и каждому присоединиться к народу – стать народом и будет всем счастье.
А вы уверены, а вы доверяете такому утверждению? Можно ли доверять призыву сбиться в общее стадо?
А, ведь, люди только и делают, что, в массе своей, сбиваются и доверяют – верят любой сказке, в которой им обещают хороший конец. Даже тогда, когда им в реале дают и делают, извините, полный трендец.
Доверие, вера – это, ведь, куда легче, чем знание и узнавание-обучение.
Жена верит и доверяет мужу, что завтра он бросит пить, как уже бросает не первый год.
Население верит властям, что они жизнь готовы отдать за народ и отдают, каждый день: доверяет «добрым дядям, там, — наверху».
Учёный верит, что его теория самая верная, и не доверяет никому, кто имеет что-то против этого.
Идиот верит самому себе или находит себе гуру, идола и верит в него, или и то и другое, как правило.
Можно ли верить им, ему, ей, себе? Ну, всё зависит от уровня вашей доверчивости, то есть, — знаний. И ещё от уровня ваших желаний. Впрочем, и желания, их уровень и качества, тоже в прямой зависимости от ваших знаний.
Ещё читать по этой тематике:
Доверять мужу, жене. Доверие в семье и в любовных отношениях
Женщина в семье, кто она? Проблема самоопределения
Идеальные отношения – какими должны быть отношения
Как понимать советы? Советы семейным людям, например
Наши ошибки в отношениях – как не испортить отношения с близкими?